Хэллоуин – как Рождество наоборот. Слишком много коммерции. Слишком много веселья. Всё, чтобы забыть про то, каким липким бывает страх по ночам. Как страшно открывать тому, кто стоит за дверью. Как слаб и беспомощен человек перед целеустремленными силами зла.
«Пустоши тьмы и зла» — как раз такой антихэллоуиновский ужастик. Тут всё по-настоящему. Никаких конфет и дурацких тыкв. Маленькая ферма в захолустье. К родителям – тяжело больному отцу и не вполне здоровой психически матери приезжают – вопреки родительской воле – взрослые дети: Луиза и Майкл. Отец уже не встает с постели, но все кажется не таким уж безнадежным – помогает набожная сиделка, надежные соседи, заезжает священник. Вот только ягнята в шатком хлеву не молчат. Они лучше других слышат, как приближается что-то очень плохое. Кто-то из героев называет это волком. Кто-то дьяволом. Кто-то злом. Мы не знаем. Но точно знаем, что если действие разбито по дням недели, начиная с понедельника, то дальше воскресения лучше и не заглядывать.
Фильм снят удивительно «олдскульно» — с минимумом спецэффектов, с отличной игрой тенями и силуэтами – герои постоянно кажутся будто вырезанными из картона: стоя напротив ярко освещенной занавески, полыхающего кострища, в дверном проеме. Бу-эффекты и скримеры имеются, но гораздо тоньше и интереснее следить за звучанием фильма – хрипами в ночи, скрипом кровати, полуночным воем. Это явно тот случай, когда фильм стоит смотреть в кинотеатре, чтобы дрожь пробирала.
Это очень простая, но жуткая история. По масштабу она не дотягивает до таких образцов жанра о дьявольщине, как «Омен», но имеет с ним очень важный общий знаменатель – ощущение не просто слабости человека перед злом, а попросту невозможность сопротивляться. Герои не сражаются с дьяволом с помощью свечей и амулетов – по сути, они просто ждут, когда случится неизбежное. Добрая сиделка озвучивает, кажется, единственный аргумент, который есть у героев перед личиной зла – и это, конечно, любовь. Любовь взрослых детей к пожилым родителям. Любовь родителей к маленьким детям. И даже забота о новорожденном ягненке. «Самое страшное – это умирать в одиночку» — произносит героиня, но далеко не все герои смогут удержаться вместе. Потому что сбежать – стыдно и страшно. Но и умирать вместе с теми, кого ты любишь – все равно значит умирать…
О, фильм снял Брайан Бертино. Я как раз упоминал его «Незнакомцев» в комменте к твоей предыдущей рецензии. Этот режиссер явно умеет снимать крепкие хорроры с простыми сюжетами. Кто не видел, также рекомендую его фильм «Монстры существуют», о котором писал в свое время. А буквально сейчас увидел на КП еще один его фильм, о котором вообще не знал — «Пересмешник», добавлю его тоже в просмотровый список. А «Пустошь тьмы и зла» обязательно посмотрю, потом поделюсь впечатлениями либо в форме коммента, либо в виде собственной рецензии.
Посмотрел. Сильные впечатления, один из лучших хорроров текущего года, и как-то удивительно созвучный по настроению 2020-му, хотя кино совсем не о том…