Буквально перед тем, как начать экранизировать видеоигры и заработать неофициальное звание «худшего режиссера мирового кино», Уве Болл снял одну из своих лучших картин, которую многие просто не видели. Фактически «Сердце Америки» затерялось среди более заметных лент о школьных расстрелах, таких как «Слон» Гаса Ван Сента и «Класс» Ильмара Раага, но при этом совсем не кажется «гадким утёнком» на их фоне. Да, американский «Elephant» значительно эстетичнее, а эстонский «Klass» куда пронзительнее, но канадско-немецкое «Heart of America» — простое и брутальное кино, от которого в той же степени пробегает холодок по коже. Боллу не важны художественные изыски; есть злободневная тема, по которой он говорит всё, что считает нужным, открытым текстом. Поэтому «Сердце…» — стилистически примитивная картина, но в то же время многословная, многослойная и понятная любому зрителю.
Действие происходит в течении пары часов пред началом последнего учебного дня выпускников школы. Мы видим как «без пяти минут взрослых», так и их учителей, по-разному относящихся к этим знаменательным мгновениям. У каждого свои заботы и дальнейшие планы, позитивный или негативный настрой в силу различных жизненных обстоятельств, но почти никто не думает, что смерть совсем рядом…
Главная ценность картины в том, что Болл не считает, что у «колумбайна» есть какая-то одна причина, за которой принято не замечать множества иных важных аспектов трагедии. Ведь многие заявляют, что главная проблема, конкретно в США – доступность огнестрельного оружия, которое дети легко берут буквально дома и идут убивать одноклассников. Фактически же пистолет или винтовка – орудие преступления, но не его причина. И без сомнения жестокость со стороны конкретного подростка всё равно обязательно бы проявилась. Возможно в более мягкой форме, с меньшим количеством жертв, но акт насилия состоялся бы при любых технических возможностях. Поэтому режиссер уделяет факту подручного наличия «пушек» минимальное количество времени, а сосредотачивается на возможных мотивах, отвечая на вопрос «Почему?», а не «Каким образом?».
Причин же «открыть огонь» в школьной среде оказывается не просто много, а зашкаливающее количество. И это не фейковые проблемы, специально надуманные для фильма. Психика подростка, находясь в переходной стадии между детством и «юной взрослостью», особо ранима. Любое сильное разочарование – это крушение личного мира, которое тяжело принять и хочется «кому-то дать сдачи». Врага необходимо идентифицировать и покарать, а не пассивно принимать «стечение обстоятельств». Один ребенок сделает это словом, другой – кулаком, а третий – пулей. Причем обижен каждый из них по-разному, и тяжесть злодеяния не равна тяжести «ответки». Вы думаете, расстреливают только за физические издевательства и избиения? Как бы не так…
Дитя может ранить не только другой «злой мальчик или девочка», но и учитель, придирчиво и отрицательно оценив его школьные результаты. Девушка способна впасть в жесткий неадекват, если ее «послал» любимый юноша. Ребенка дико коробят слова собственного родителя о том, что он полный бездарь. А преподаватель может бесится от того, что не в силах достичь поставленных целей и косвенно вымещать злобу на учеников. Негатив запутывается в общий клубок, который в свою очередь становится твердым как камень, способный проломить голову кому угодно.
Главная здравая идея «Сердца Америки», что трагедия — это совокупность обстоятельств, действий и бездействий, каждое из которых имеет значительный вес. Если нападение на школу совершает группа подростков, то у каждого собственные мотивы, даже если внешне они подчинены единому импульсу. Среди выживших «террористов» нужно разбираться не «кто у вас главарь?», а «почему именно ты сделал это?», дотошно изучать всю цепочку причинно-следственных связей, а не довольствоваться расследованием «где взяли оружие?».
Болл собирает мозаику кошмара из элементов жизни разных людей, показывая, что любой может легко перейти из состояния «жертвы» в ипостась «агрессора». Достаточно одного случайного слова или формально заурядного поступка. Мы давно перестали замечать многие проявления зла, потому что воспринимаем его как должное. Подростки дерутся на улице – ну и ладно, взрослый орет на ребенка – наверное за дело, дети курят «странные» сигареты – ну так не колются же… Мелкие грехи давно стали обыденностью, и о них уже давно никто не думает, как об обязательных предпосылках к Смертным Грехам. Только сама СМЕРТЬ по-прежнему имеет эмоциональный вес и способна шокировать. Мы ужасаемся ей и ищем самую простую, лежащую на поверхности причину, потому что так проще ее пережить и как можно быстрее перестать думать о ней. Виновато ружье, висевшее на стене, и его беспечный владелец. А то, что ярость зреет в душе и разуме убийцы месяцами – до этого никому нет дела. Пока она не выплеснется наружу и случится непоправимое…
Страница фильма «Сердце Америки» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий