Белорусская «Запретная зона» — отличная мишень для злопыхателей, любящих поносить новые фильмы, исходя из их примечательных особенностей. Легко смешать «…зону» с грязью, просто основываясь на ее принадлежности к чернобыльской теме. Интернет-тролли безапелляционно заявят, что «это дешевая попытка взобраться на волну хайпа американо-британского «Chernobyl», который тоже — та еще клюквенная хрень, но хоть удобоваримая». Да, именно так и будут говорить отдельные «диванные критики», которые «Запретную зону» даже не пробовали смотреть, а из блестящего сериала Йохана Ренка ничего не поняли. А истина как всегда где-то далеко, и чтобы к ней приблизиться, нужно как минимум увидеть фильм целиком, а как максимум разобраться – ради чего он снят и насколько получился.
Режиссер Митрий Семенов-Алейников – еще очень молодой творец, несомненно старающийся «что-то сказать», а не просто зарабатывать деньги. Это очевидно по его предыдущему проекту «Война. Остаться человеком», альманаху «Беларусьфильма», где каждая из историй, сделанных разными режиссерами, раскрывает заявленную в названии тему. И в «Запретной зоне» Семенов-Алейников продолжает размышлять о том же самом, исследуя души героев в иных, но близких к военным, экстремальных обстоятельствах.
1989 год, Белорусская Советская Социалистическая Республика. Бывшие одноклассники, которым уже далеко за двадцать, решают сплавиться на плоту, естественно с шашлыками и выпивкой. Но в процессе гулянки ребята сбиваются с маршрута и заплывают в зону отчуждения Чернобыльской АЭС. Там они терпят крушение и знакомятся с местным престарелым жителем, настоятельно рекомендующим выйти на шоссе и идти до ближайшего блокпоста, ибо так безопаснее. Но молодежь игнорирует совет и шагает к границе зоны через лес, срезая путь…навстречу чудовищным проблемам.
В первую очередь стоит охарактеризовать степень отношения художественного сюжета к реальной трагедии – взрыву атомного реактора в 1986-м, а точнее – к его последствиям. «Запретная зона» не является исторической картиной, а представляет собой драматичную фантазию на тему «что, если случайные люди оказались бы на территории радиоактивного заражения?». Но тем не менее важно, что речь идет о конкретной, а не абстрактной местности. Режиссер снимает о том, что знает, хоть и не на уровне личного опыта, так как родился в 1990-м, но как прилежный почитатель истории собственной страны. Пусть Чернобыль – украинский город, но находящийся вблизи границы с Белоруссией, а в конце 80-х всё это было единым государством. Отсюда и восприятие «Запретной зоны» не как кальки с американских триллеров, а как достаточно самобытного фильма, пусть и снятого по классическим жанровым лекалам. Национальная оригинальность особенно проявляется в финальном сюжетном повороте, когда общая смысловая точка неотделима от чернобыльской аварии.
В целом же, как и подобает качественному остросюжетному рассказу, «Запретная зона» — фильм преимущественно о людях, совершающих поступки, и тем самым определяющих развитие истории. В угоду полуторачасового хронометража здесь нет глубокого раскрытия характеров персонажей, но каждый из них выписан достаточно ярко, чтобы верить происходящему на экране в рамках игрового кино. Несколько портит впечатление стереотипный прием, когда так называемые «друзья» сразу же становятся «взаимными волками», как только их тусовке начинает угрожать опасность. Давний конфликт обозначен лишь между тремя из шести героев, а мотивы остальных, в контексте жуткой ситуации, зритель домысливает сам, опираясь на буквальные действия. Режиссер жертвует обстоятельностью рассказа в пользу динамике, благо которая профессионально выверена и не дает скучать на протяжении всей ленты.
К сожалению для человеколюбцев, режиссер делает вывод, что при наличии угрозы свободе, жизни и материальному благополучию, люди в своем большинстве скорее плохие, нежели хорошие. Самосохранение становится главенствующим фактором принятия решений, и одни используют грубую силу, а другие – хитрость разной степени изощренности. «Остаться человеком» сужается до субъективной позиции — какую грань можно преступить, а какую нет. А возрастающая опасность и расширяющиеся перспективы личной наживы неизбежно снижают количество «запретных граней»…
Но что же фактически видит публика на экране, помимо незримо бушующих демонов в душах героев? О, «Запретная зона» — симбиоз «страшных» поджанров. Это и выживальческий триллер, и маньячный жутик, а местами и зоохоррор. В рамках узколокационной картины, где 95% действия происходит в лесу, это технически качественная постановка, пусть и с небольшим количеством зрелищных сцен, но сделанных как надо, а не насколько хватало денег. Да, это сугубо жанровое кино, но выше среднего, благодаря интересной истории, умелой работе с жанровыми атрибутами, крепкой развязке и привязке к национальной трагедии с отголосками и в наши дни. Как и Великая Отечественная, взрыв на ЧАЭС все больше становится лишь фоновым наполнением для приключенческих и хоррорных фильмов, но и развлекательные картины можно снимать на достойном художественном уровне. «Запретная зона» — именно такая лента, увлекательная, неглупая и уважительная к памяти о реальных жертвах чудовищной катастрофы.
Не припомню, чтобы смотрел белорусские триллеры. Надо заценить
Причем по ощущениям можно невольно воспринимать кино как российское, в силу того, что играют российские актеры. Но с другой стороны картина всё же белорусская, и все её положительные моменты — заслуга создателей, со своим национальным видением сюжета и приемов его воплощения на экране.