Краткое вступление.
Этой статьей я хочу начать новую небольшую серию обзоров, посвященную немногочисленным Российским хоррор-комедиям. Это явление, зародившееся еще в Советском Союзе в перестройку, могло переродиться во что-то мощное, но не случилось. Юмор в хорроре — явление достаточно редкое, тем более в нашем, где причин для смеха, как правило, было не так уж много.
Тем не менее не отразить тему юмористического хоррора, детально анализируя его в течении многих лет, было бы преступно. Ведь юмор — одна из существенных составляющих Российского хоррора.
По мотивам юмористической мистической повести Михаила Казинского «Пояс ТитиМити».
Эстетика комедии ужасов в перестроечное время начала развиваться паралельно возрождению жанра хоррор в новой России, но в итоге подобных фильмов в девяностые можно сосчитать по пальцам; «Внимание, ведьмы!» (1990), «Ваши пальцы пахнут ладаном» (1993), «С ума сойти!» (1994), «Великое замыкание, или Детонатор» (1992). В наше время тоже не густо, черные комедии ужасов «Пятница, 12», «Ночной продавец», «Мертвым повезло» — вот, пожалуй, и всё в теме юморных ужасов.
«Внимание, ведьмы!» снимались еще в Советском Союзе, поэтому в нем прослеживается определенный задор, позже, уже после распада Союза, во многом утраченный. Молодой участковый, по манерам и повадкам человек сугубо советского типа, сталкивается с сектой молодых ведьм, и его атеистическая устоявшаяся рациональность начинает рушится. Молодые советские ведьмочки нарушают все устоявшиеся законы, какие только можно; летают на метлах, озорничают, а участковый безуспешно пытается призвать озорниц к порядку. Итого веселая мистическая чехарда втягивает в себя чуть ли не население целого города.
На первый взгляд после просмотра тянет обозвать «Внимание, ведьмы!» очередным диким перестроечным трэшем, не заслуживающим внимание теперь, спустя почти тридцать лет, но так ли это? Попробуем разобраться.
Режиссер Александр Амелин, как и в последующем своем более серьезном фильме «Паутина», был конечно вынужден подчиняться продюсерскому диктату, а в 1990 году продюсеры уже были, и диктовали условия. Отсюда и обнаженка в кадре, и проскальзывающая местами пошлость, но в целом несерьезные эпизоды иногда разбавлены отличной психоделикой, пусть она почти и незаметна. Но эти режиссерские ухищрения не дали фильму окончательно потеряться в волнах перестроечного киномусора.
Это незаметное связано с тайным покровителем ведьм, при упоминании о котором становится как-то несмешно. Но вот она — советская школа; кто то присутствие в картине «того самого» заметит, кто-то — нет, от души посмеявшись над почти что Гайдаевской стилистикой мистической комедии. Видимо ведьмы, сбежав из-под власти хозяина преисподней, пустились в полный отрыв и жаждут только одного — свободы. Но вот получат ли они её, даже и полюбив — вопрос большой! Дьявол, будем называть вещи своими именами, свою паству держит крепко. Присутствие хозяина преисподней в перестроечных мистических фильмах вошло будто в закон, в каких только видах этот персонаж не представал в них!!! Конкуренцию тогда ему мог составить тогда наверно лишь Иосиф Виссарионович Сталин, вставляемый и где надо, и где не надо.
Финал у «Внимания, ведьм!», кстати, в противовес духу всего фильма, печальный. Хотя главная ведьма Клементина и участковый, после ряда приключений и недоразумений, соединили сердца, также нашли свои половинки и другие ведьмы, а все равно почему-то печально. Не уходящее ли тогда в тьму прошлого атеистическое Безбожие накладывало такой отпечаток? А впереди, хоть и обратившаяся обратно к Православию страна, но опять же вынужденная пройти через чистилище девяностых годов. Такие фильмы, как «Внимание, ведьмы!», остались на краю уходящей империи, как документ эпохи — чем жили мы, над чем смеялись. К сожалению, смех этот во многом горький, как сквозь слезы, местами страшный, даже так. Но режиссеру хватило такта в диктате продюсеров и эпохи сохранить нежно щемящее ощущение, интонацию легкой сдвинутости вещей и детскости. Она не дала фильму окончательно затеряться в толще прошедших годов.
Мистическая комедия ужасов — жанр для России весьма неординарный, и откровений здесь, увы, почти не было, как, допустим, в серьезном хорроре. Но режиссерам, бравшим на себя смелость снимать комедию в жанре хоррор, однозначно приходилось трудно. Не каждый выдержал этот кренящийся баланс, и многие скатились в откровенную пошлость. Но некоторые постановщики, подобные Амелину, предпочли вообще не снимать, отойти, чтобы не идти на сделку с совестью, да и находить денег на стоящие проекты становилось все труднее. «Внимание, ведьмы!» — всё же хороший пример перестроечного жанра, как и последующий последний опыт работы режиссера в жанре мистического триллера — «Паутина».
Добавить комментарий