


|
||||
|
Фейк ньюс — размышления о фильме Фёдора Бондарчука «Вторжение» (2020 г.)Формально «Вторжению» не место на сайте Клуб-Крик. Это не хоррор, не триллер и не мрачная фантастика. Это стопроцентный блокбастер в искаженном смысле данного слова, то есть не лидер кассовых сборов (ведь пока неизвестно – а будет ли так?), а громкий эффектный и веселый фильм. Сделанный ради двух вещей; показать, кто у нас в России Майкл Бэй и/или Роланд Эммерих, а также привить местному населению определенные установки. И если первый пункт без сарказма может вызвать определенную гордость (не только на Западе есть крепкие ремесленники, снимающие масштабное массовое кино), то второй способен напугать, если глубоко задуматься – что именно нам показывают и зачем. А раз элемент страха, а может и кромешного ужаса, в восприятии картины присутствует, то попробуем осмыслить его причины и следствия в Клубе любителей страшного кино, в рамках рубрики Серьезный разговор. В первом фильме собственной киновселенной Фёдор Бондарчук обрушил космический корабль на московский район Чертаново, что до него не делал никто и никогда. Многие посчитали эту сцену лучшим, что было во всём «Притяжении», а в остальном раскритиковали фильм по всем статьям. Но как бы там ни было, картина стала хитом, а значит по законам шоу-бизнеса гарантировала сиквел. Бондарчук конечно же знает его классическую голливудскую формулу «то же, но в разы больше», и делает продолжение по динамике быстрее, по визуалу выше и по эмоциям сильнее, но вот умнее ли? А черт возьми, с точки зрения государственной идеологии – да. Ведь если «Притяжение» было мелодраматично-боевитой сказкой с условно-безобидным посылом (есть в галактике хорошие существа, возможно даже добрее и порядочнее человека), то «Вторжение» — бронебойный манифест о том, кто и как спасет россиян. Забудем об абстрактных пришельцах и представим реального врага здесь и сейчас, внешнего и грозного, с весомыми технологическими возможностями. В случае войны нас закидают ракетами, а потом бросятся добивать танками и пехотой? Нет, подобная тактика – прошлый век, по нам проведут куда более изощренную «артподготовку». Физическая ковровая бомбардировка повлечет уничтожение телекоммуникаций, а они-то как раз противнику и нужны в целости и сохранности! Ведь взяв под контроль каналы связи, враг сможет управлять населением атакуемой территории. Например сообщит народу, что его армия полностью разбита, а правительство захвачено в плен, тем самым спровоцировав массовый панический хаос. Или же наоборот убедительно расскажет, что верховное руководство страны всех предало и продало, тем самым обратив против него народный гнев. «Такое невозможно!» — скажете вы? А теперь подумайте – как формируется лично ваша гражданская позиция? Правильно, либо под действием новостей федеральных каналов, либо под влиянием альтернативных интернет-трактовок. Разница лишь в том – какому источнику вы привыкли верить. А раз привыкли, то и дальше будете следовать его «указаниям». Именно такая гибридная война показана во «Вторжении», в условных рамках его фантастического сюжета. Злобный инопланетный разум хочет уничтожить потенциальную угрозу в виде обычной землянки, случайно получившей необычные способности, и запускает в сеть и «ящик» москвичей дезу о том, что девчонка – опасная террористка. Подобное в картине принимает гротескную форму, когда о «преступнице» безостановочно орет каждый смартфон, планшет и телевизор, но люди верят как раз потому, что «об этом везде говорят». А это ли не желанная цель любой пропаганды, будь то глобальный маркетинг или программа правящей партии? И тогда даже не нужно посылать киллера и непосредственно брать грех на душу – толпа сама уничтожит обозначенный «вредоносный элемент». И вот здесь возникает главный вопрос; как противостоять подобной информационной угрозе? И какой, вы думаете, ответ? Вырубить интернет! А цифровое государственное телевидение обратно переключить на аналоговое, благо у страны полно катушек со старыми кабелями, как раз для таких случаев. Ну а еще в срочном порядке начнут печататься спецвыпуски газеты и бесплатно раздаваться населению. Таким образом враг не пройдет и победа будет за нами, потому что мы читаем «Комсомольскую правду», смотрим «Россию 1», выкинули смартфоны и звоним друг другу по дисковым аппаратам. Смешно и бывает только в кино? Да ничуть. У нас же в стране потратили миллионы рублей на Чебурнет и всерьез тренируются отключаться от мировой Сети. Нас призывают не слушать «иностранных агентов», ибо от них сплошной «фейк ньюс», который теперь преследуется по закону. А еще у нас же есть уникальные ракеты, про которые враги говорят, что «у нас их нет», и, если надо, мы конечно применим их. Ну так нам говорят…Посему «Вторжение» — реконструкция «его самого», и не от пришельцев, а также демонстрация нашей будущей победы. Далее, если после информационной победы враг все же проникнет на нашу территорию (ну, мало ли, и супероружие не помогло, потому что его нет), нас будет защищать армия. Настоящая, не росгвардия, ведь это же и впрямь внешние враги. И по версии фильма «Вторжение», военные, применяя пулеметы и реактивные снаряды в центре Москвы, не зацепят ни одного гражданского. А когда некоторые недовольные (тысяч так десять) выйдут на митинг у стен Белого дома, вежливые солдаты со щитами и дубинками будут просто стоять как манекены, не смея даже подумать применить силу. Вот оно, истинное произведение искусства, не какая-то там сериальная «Эпидемия», в которой режиссер Павел Костомаров посмел показать расстрел силовиками зараженных россиян! Конечно Фёдор Сергеевич на подобную критику справедливо возмутится; «У меня художественный фильм про И-НО-ПЛА-НЕ-ТЯН!!! Никаких аллюзий на реальную социальную напряженность нет и быть не может!». Вот только и с огромной скидкой на фантастический сюжет – не верится в эту сказку. Даже генеральный директор Первого канала в своем продюсерском проекте «Союз спасения» не побоялся сказать, что власть при необходимости применит силу против собственного народа, вещая о делах давно минувших дней. И не в смысле осуждения «недопустимого», а в качестве констатации факта; так было раньше, так может быть и сейчас. И публика хочет, чтобы с ней поступали максимально честно, ибо некоторое враньё уже в печенках сидит… Впрочем, может хватит сгущать краски, автор текста? Ну что, разве нас не спасут? Спасут! Ну пусть не всех, пусть с неизбежными потерями среди гражданских и тех же военных, но правительство позаботится обо всём. Главное – верить в это. И такие фильмы как «Вторжение» — глубоко патриотичны, помимо того, что еще и отлично развлекают. Вот и спецэффекты мы делать научились, и деньги у нас на них есть. А столица-то какая прекрасная в кадре, небоскребы как в Дубае, все ездят на машинах, у каждого гаджеты… Всего-то и нужно быть законопослушным гражданином, не участвовать в сомнительных митингах, не слушать всякую дичь, а смотреть канал «Россия 1» и русские блокбастеры. Ибо как было сказано в финале дебютного фильма Фёдора Сергеевича: «Мы победили…». 11 комментариев Фейк ньюс — размышления о фильме Фёдора Бондарчука «Вторжение» (2020 г.)Добавить комментарий |
|||
|
Вообще я думаю и «Союз спасения» нам специально подсунули и всячески его пропагандируют, чтобы сделать из людей послушную серую массу. Зато на «Текст» накинулись. Там ведь тоже критика линии партии. Мне «Притяжение» не понравилось, а сиквел я тем более смотреть не буду. У Бондарчука кроме «9 роты» и фильмов хороших нет. Только позорит имя своего великого отца.
На самом деле не хочу показаться параноиком, но всё больше думаю о том, что вообще всё происходящее не просто так. В случае с «Вторжением» я шел просто посмотреть легкое развлекушное кино, а увидел агрессивное политическое кино. В этом плане «Союз спасения» показался мне куда более безобидным (хотя должно было быть наоборот), более приземленным и искренним, но де-факто и он следует четкой государственной линии…
И всё это снимают на наши налоги. В США правительство не финансирует кино, если только через отдельные гранты, а у нас 700 млн на «Союз спасения» псевдоисторик Мединский выделил! Чушню Бондарчука я смотреть не буду — я не выдержу еще одну часть, а «Союз спасения» может отрецензирую. При этом у нас есть преследуемые фильмы, например, «Праздник», на который я писал, который вообще почти шедевр.
По совокупности в ответ хочется процитировать великого русского поэта, о котором многие внезапно вспоминают только потому, что он рекламирует по ящику «Майский чай» ((
«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
И впрямь как-то бледно на фоне «Вторжения» выглядит «Союз Спасения» Кравчука. Даже развернутая промокампания «Первого Федерального» не сильно помогает. Сэр Бондарчук на поверку оказался обыкновенным государственником, послушным «лояльником» и лизоблюдом. Петрову необходимо как можно скорее пробуждаться от летаргического сна и выходить из незавидного положения, иначе рискует Саша (как и его тезка Бортич) в лучших традициях Даддарио и Дуэйна Джонсона доживать остатки артистической жизни, пребывая в заблеванном состоянии, сполна познав гнев своих же соотечественников. Молодой человек никак не хочет понять, что преступно навязан населению.
С возвращением в Клуб, Василий! И с Наступившим!
Да, Бондарчук сейчас снимает то, за что его похвалит власть, без каких-либо авторских высказываний, которые были в его дебютном фильме. «9 рота» с одной стороны была эффектным военным экшеном, а с другой — ярким осуждением той войны, и государственного строя, эту войну развязавшего. А со «Вторжением» диаметрально противоположная ситуация: это милитаристская агитка из разряда «российская армия всех сильней!» и «Можем повторить!»
Петров, насколько я знаю, заключил контракт с Бондарчуком на несколько лет, согласно которому Саша обязан участовать во всех проектах студии Федора Сергеевича, если Бондарчук того потребует. Чисто с финансовой точки зрения наверное это круто, но с творческой это в лучшем случае — топтание на месте. Мне понравилось, как Петров сыграл в «Тексте», это действительно был разрыв актерского шаблона и чувствувались реальные усилия, приложенные к исполнению роли. Но это исключение из правила, которое только подтверждает правило эксплуатируемого стереотипа.
Приятно, весьма приятно. И тебя, и Клуб с наступившими праздниками! Мира вашему дому, тепла и уюта! К сожалению, я на два дня всего вернулся. А потом снова на полгода пропаду. Финансовые трудности, знаете ли, периодически дают о себе знать. Успею только небольшой юмористический рассказ опубликовать с вашего позволения.
За информацию о заключенном контракте — спасибо, я был не в курсе всего этого. Александра сложно назвать вольным стрелком, но раз выгодные условия — пусть снимается. Мы разрешаем.
Опубликовал рассказ, и пока читал — искренне повеселился 🙂 Честно скажу, в какие-то моменты задумывался — публиковать ли, но потом решил, что подобный взрослый юмор на самом деле куда более безвреден, чем некоторые так называемые «жанровые фильмы» для «семейного просмотра».
Привет. Спасибо! Респект модератору! Было стойкое ощущение, что забракуешь, но Алексей Петров мужчина стойкий, многое повидавший на своем веку. Я то откровенно прикалывался, а не злорадствовал, когда занимался сочинительством очередного трэш-повествования. Но боюсь, что с отсутствием цензуры на просторах суверенной телевизионной паутины (некоторые ошибочно считают, что цензура есть), скоро будут выходить подобные реалити-шоу.
Честно говоря, телеканал «Россия» сам же вызывает ненависть к своим фильмам, как только они выходят, собственными агрессивно восторженными отзывами, за этим уже даже не смешно наблюдать, хочется плакать от такой примитивности. И я принципиально ни одной картины, финансируемой за счет них, не смотрел и смотреть не собираюсь, какой бы реально классной она ни была (не буду даже называть гипотетических примеров). И после очередного комментария а-ля «Божечки, я за неделю уже 10 раз сходил на сеанс, обоссался от экстаза, и завтра пойду 11-ый, и возьму всю свою семью…» меня уже потряхивает. Я лучше, Леша, твое мнение приму к сведению и открещусь от греха подальше от этой каки. 🙂
Никита, эта рецензия была написана вопреки желанию ее писать, когда после просмотра просто невозможно молчать! Подсознательное зомбирование реально выбешивает, и неплохой визуал это чувство гадливости никак не компенсирует (( И после выхода из кинотеатра очень хочется заняться АНТИпропагандой 🙂