Повесть Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича» — это драма хорошего, но умирающего человека, размышляющего перед неизбежным финалом о том, правильно ли он прожил жизнь, последними штрихами угасающего сознания, ловящего тающие моменты жизни. По сути самая страшная и ужасно депрессивная вещь у Льва Николаевича, в которой он немало размышляет о наиболее главных полярностях жизни и смерти. Для всей русской литературы вещь эпохальная и очень знаковая. Немногие писатели девятнадцатого века отваживались на такую вот откровенность со смертью, а если отваживались, то писали совсем в другом ключе. Например, «Между жизнью и смертью» Апухтин — тоже по-своему знаковая вещь, но в отличии от повести Толстого, сделанная целиком в жанровом ключе.
И если у Толстого в этой вещи, несмотря на спорность данной позиции, идет все-таки христианский мотив, то у Апухтина совсем иное — реинкарнация. В повести Льва Николаевича, словно в замедленном сне, перед умирающим проходят чередой воспоминания, впрочем достаточно светлые, начиная с момента, когда герой едва начал познавать себя. Человеческая жизнь вся как на ладони, от первых шагов через овраги и обстоятельства жизни, до полного осознания, что вот уже практически подошел к порогу. По сути конечно у Толстого не хоррор, далек этот писатель, бесконечно далек от данного жанра, но все же структурно близка эта вещь к мистике. В экранизации Кайдановский выделил из материала великого Толстого именно этот акцент, смещенный в сторону мистики и хоррора сняв почти весь фильм в структуре черного, максимально темных депрессивных тонов. В отличии от Льва Николаевича Кайдановский даже в воспоминаниях героя (гениальный Валерий Приемыхов) светлых красок дает совсем минимально; ну в общем таков стиль данного режиссера, которого конечно больше знают как актера.
Как постановщик Кайдановский сделал всего семь фильмов. Самые известные из них — «Жена керосинщика» и «Простая смерть», остальные — короткометражки. Надо сказать, что в своих фильмах Кайдановский почти всегда максимально приближался к стилю хоррор. Но в своих работах он больше сюрреалист, чем хоррормейкер. Стиль его фильмов таков, что может нешуточно напугать, особенно «Жена керосинщика», это отмечали и зрители, и критики, но все же здесь более странного, чем страшного. В основе фильмов Кайдановского всегда хорошая литература — Борхес, либо Лев Толстой, а также много метафизических смыслов и тем, иногда возможно понятных только самому режиссеру. Кинокартины Кайдановского максимально сложны, они никак не развлечение, зрителю на них нужно становится соучастником происходящего на экране, разгадывать шарады, заданные творцом, а такое массам совсем не близко, к сожалению. Самым зрительской лентой и отчасти жанровой у Кайдановского стала «Жена керосинщика». Любимица критики, самой депрессивно-тяжелой и мрачной, невероятно авторской — «Простая смерть».
Уже на излете жизни, тяжелобольной Приемыхов горько сожалел, что снялся в такой практически романтизирующей смерть ленте. И в жизни, и в творчестве Кайдановский все время пытался заглянуть за грань, даже в актерстве была роль погибающего страшной смертью, «Десять негритят» тому пример. Фильм Кайдановского — типичный пример структуры черного цвета. На излете советского великого и могучего кино стало модной тема смерти и депрессивности. Примером можно привести ту же подростковую «Сказку странствий», даже в мультипликации было нечто подобное — «Доктор Бартек и Смерть». В том или ином контексте смерть становилась то персонажем, обретшим личностное начало («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), ну или та же чума в «Сказке странствий», то просто как в фильме Кайдановского она показывалась, как жизненная неизбежность финала.
И довольно далеко еще было до того, почти два десятилетия, когда эта черная структурная депрессивность в теме смерти поменяется на что-то более светлое в освящении темы исхода. Но чтобы это произошло, должен был поменяться сам социум, что постепенно и произошло после крушения Советского Союза.
Добавить комментарий