У «Обители тьмы» мало шансов заманить в залы кинотеатров зрителей. Переводное название из серии «ни о чем», уже несколько раз умерший жанр «мокьюментари», да еще и речь не про американский ужастик – от такого хоть понятно, чего ожидать – а немецкий. Блоггеры в проклятой больнице – ну чего можно ожидать от такого кино? Однако результат оказался лучше ожиданий.
По референсу фильм очень похож на «больничную» дилогию «Искатели могил» — бесконечные блуждания по грязным коридорам госпиталя, лабиринты, опасные лестницы и постепенное нарастание безумия – а также на классическую для жанра «Ведьму из Блэр»: герои больше сфокусированы не на съемки окружающей жути (которой не так то и много), а обращены больше к самим себе, хорохорясь, а потом и исповедуясь в режиме селфи. Таких поделок было выпущено огромное множество, а «Обитель тьмы» даже не пытается поначалу прыгнуть выше головы, хотя кое-что позитивное проскальзывает с самого начала. Героям дана предварительная история и мотивация (примерно три различные сюжетные линии), в диалогах мелькают цепляющие фразы («– Мы же с тобой друзья! – Из какой соцсети?»), да и сам факт того, что дело происходит в Германии, выводит фильм на важный подтекст. Юные блоггеры не особо заморачиваются с историей (кто-то даже умудряется назвать войну «пятой мировой»), насмешливо относятся к Гитлеру и вообще «не удосужились прочитать даже Википедию» насчет того места, куда пошли.
А ведь именно в Германии в 20-х годах прошлого века появились фильмы, определившие будущее хоррора и во многом предвосхитившие ужасы Второй Мировой Войны – такие, как «Кабинет доктора Калигари». Так что безбашенные юнцы со своими камерами и SD-картами угодили в самое сосредоточие истоков хоррора и исторического, и кинематографического.
Я сам снимался в похожих проектах и могу сказать, что во многом успех такого кино зависит от локации – снималось все «на натуре», и выбранный для съемок заброшенный санаторий отлично «играет сам себя». Авторы используют богатую натуру по максимуму, грамотно играя светом, нагоняя дымку и расставляя камеры под нужным углом. Использование тревожной музыки для жанра «мокьюментари» — это, конечно, не по канону, но работает хорошо. Плюс многочисленные бабочки-мотыльки – ведь больных туберкулезом якобы называли «мотыльками» за их обреченность на скорую смерть.
Незадолго до конца фильма авторы выдают «твист», придающий всей истории осмысленность, замахиваясь на тему куда более серьезную, чем историю о призраках. Жаль, что в погоне за эффектной концовкой, они умудряются выдать еще один «твист» перед самыми титрами, и это уже явный перебор.
Так что если вы будете ждать от фильма не кровавых спецэффектов и скримеров, а чего-то более осмысленного, то «Обитель тьмы» может вас не разочаровать. Ведь как говорит одна из героинь фильма: «Ужас создают не привидения. Ужас создают люди».
Давно не смотрел подобных фильмов, так как не мой жанр — мокьюментари. Но раз здесь аж два твиста, то можно попробовать глянуть, по крайней мере маломальски удивиться видимо получится.