Интересно наблюдать возвращение режиссера к родной стилистике в определенном жанре. За свою продолжительную карьеру немец Кристиан Альварт успел побывать голливудским режиссером, сняв две коммерчески провальные и объективно средние картины – «Дело №39» и «Пандорум». Но изначально Альварт громко заявил о себе посредством маньячного триллера «Антитела». Это было психологически и визуально бескомпромиссно-жесткое кино, заставлявшее задуматься о природе человека и ее моральных границах. Отдельные критики сравнивали «Антитела» с «ганнибалолекторовской» классикой и логично было предположить, что Альверт и далее будет развивать сию тему. Но Кристиан принял американские предложения, не снискал там славы, и вернулся на родину, дабы пробовать себя в разных жанрах. И какого же было приятно увидеть «Звонок мертвецу» — безбашенный детективный хоррор, сделанный без оглядки на возрастные рейтинги, как старые злые «Антитела».
В основе картины роман соотечественников режиссера, Себастьяна Фитцека и Михаэля Тсокоса, ставший бестселлером в Европе и явно просившийся на экран. Главгерой, шибко умный профессор и судмедэксперт Пауль Херцфельд, однажды вскрывает очередной труп и находит в нём записку с номером телефона своей дочери. Девушку похитили, но выкуп не требуют, а заставляют отца разгадывать зловещую шараду, где каждая подсказка вновь будет спрятана в «жмурике»…
Фактически это «бульварщина», но такая, которую начинаешь читать/смотреть и не замечаешь летящего времени. Впрочем это не уютный ламповый «шерлок холмс», а натуральный «шокер», в котором крупнопланово потрошат покойников, насилуют, и отрезают конечности. Причем это не Альверт такой неоправданно кровожадный, это книга такая. И как бы мы не относились к жести на экране, бесстрашие экранизации вызывает уважение. Более того, «Звонок…» — характерный пример того, что не все детективные триллеры стилистически одинаковые, как думают некоторые заядлые поклонники голливудского кино. Европейский остросюжетный кинематограф всегда отличался куда меньшей гламурностью, нежели потоковые голливудские картины, поэтому многократная демонстрация вскрытия мертвеца может конкретно шокировать неподготовленного зрителя.
Впрочем натурализм – лишь естественная форма визуализации для Альверта, где он вольготно себя чувствует, с учетом исходного литературного материала. Фабульно «Звонок…» — криминальный квест, в котором патологоанатом движется из точки в точку, в надежде спасти дочь. А зритель ломает голову вместе с ним, периодически офигевая от очередной порции «18+». Любимый многими актер Мориц Бляйбтрой одновременно серьезен и забавен в образе «отца на грани», но кто действительно удивляет, так это Ларс Айдингер, недавно сыгравший Николая II в российской «Матильде». Здесь он маньяк с пеной у рта, и это не спойлер, так как лицо злодея показывают практически сразу. Другое дело, что не всё так просто, иначе «Звонок…» не был бы крутым триллером-детективом, от которого сложно оторваться.
Объективно «Звонок…» в чем-то и нравоучительное зрелище, затрагивающее извечной актуальный вопрос правосудия без справедливости и наоборот, но раскрывающий его через нон-стоп-экшен, когда нет времени о чем-то глубоко задуматься. Альварт бесспорно классный жанровый режиссер, которому возвращение в раскованную Европу позволяет снимать именно так, как ему хочется. Пусть этот фильм – один из многих «триллеров на раз», но он доставит удовольствие любителям «маньячных головоломок», не боящихся «будней патологоанатома» в кадре.
Я, Алексей, как раз хотел тебе его посоветовать. Рецензия как всегда информативная до одури. Единственное замечание Альверту: несмотря на то, что этот напряжённый психологический триллер сюжетными дырами практически не зияет, студенты медучилищ и патологоанатомы над отдельными моментами будут просто ухохатываться.
Василий, ну благо художественные фильмы и снимаются не для профессионалов в соответствующих областях, а для широкого круга зрителей. Мне сразу вспоминается «Гладиатор» Ридли Скотта, в котором один из знатоков той эпохи нашел 250 исторических неточностей и ошибок, но от этого картина не перестает быть хорошей как пеплум. Но в целом конечно, когда режиссер (или писатель) берется за какую-то тему, он должен ее воспроизвести максимально достоверно, если это не пародия или не целенаправленный стёб, как «Бесславные ублюдки» Тарантино.
Да, я тоже видел все киноляпы «Гладиатора». Про блокбастеры я ничего и не говорю, особенно исторические, там почти всегда масса несоответствий.
Как раз упомянутые фильмы Альварта мне понравились. Не шедевры, но профессиональные работы. Я уж думал сначала кто там из Германии снял, ведь Германия в основном по андеграундным ужасам известна.