Если говорить и поднимать вопрос детского или подросткового хоррора в России, то собственно говорить будет почти не о чем. Фильмы данного направления можно перечислить по пальцам, все-таки детей от ужасов все также тщательно оберегают, как и в Советском Союзе. Ещё в девяностых я отметил один классный выпуск «Ералаша», где пародировался сюжет о Фредди Крюгере. Там Фредди, в великолепном исполнении нашего актера, гонялся за двоечником и лентяем в целях его перевоспитания. Сюжет конечно подан в юмористическом ключе, но следует отметить, что в данном «Ералаше» и грим, и актерская игра были на высоте. И если сравнивать с последующим голливудским ремейком франшизы (2010 г.), полностью провалившимся, то наш юмористический сюжет получился не только смешным, но и страшным, благодаря харизме актера (Владимир Носик).
Следующий подобный опыт, уже рецензируемый на нашем портале, альманах по Пелевину «Ничего страшного» (2000 г.) наиболее удачный из всей категории детских российских ужастиков. В 2003-м вышел фильм «Тайна Заборского омута» о борьбе детей с озерной рыбой монстром. Мотивы хоррора (но только мотивы) присутствовали в трех постановках, предназначенным детям: «Легенда острова Двид» (2010 г.), «Страна хороших деточек» (2013 г.), «Тайна темной комнаты» (2014 г.). И вот последняя на данный момент «Аномалия» (2017 г.), о которой при всем желании ни могу сказать ни одного доброго слова, хотя и фильмы, ранее приведенные в списке, тоже откровенно неудачные.
Если говорить о сюжете, он опять же перекликается с «Тайной Заборского омута», то есть борьба детей и их родителей с рыбой монстром. И если сравнивать оба фильма, между которыми десять лет, то большой разницы не найдешь. В «Тайне Заборского омута» роль монстра играла кукла, в «Аномалии» монстр нарисован компьютерной графикой, а результат удручающий! Пожалуй в «Тайне…» всё даже выглядит натуральнее и страшнее (ведь пугали же нас в детстве кукольные монстры и динозавры), вот и в фильме 2003 года монстр, показанный частями, пугает.
Ну а если говорить об «Аномалии», то рыба-монстр нарисована так, что никаких других сравнений не возникает, кроме как с американскими трэш-поделками самой низшей категории. При желании и мы в нашем кино можем начать штамповать поделки о всяческих монстрах, благо их у нас хватает, но зачем копировать худшее, когда можно пойти оригинальной и лучшей дорогой.
Следует сказать ещё вот что; если у нас все же в редкие моменты появляется детский ужастик или фантастика то при просмотре невооруженным взглядом видно — экономили, экономили буквально на всем. Логика видимо такая; зачем тратиться на дорогие эффекты в детское кино, все равно детская аудитория предпочтет что-то красивое и забугорное. Так вот в «Аномалии» экономили реально где только можно. Вот, например, хозяин лесного бункера рассказывает о некоем инопланетном симбиоте в взаимодействии с рыбами, позволяющий им вырастать до гигантских размеров, но к сожалению в фильме не визуализация, а лишь слова.
Та же история о фантоме, обитающем в бункере, которого видят только женщины, опять же, только слова. Мне, взрослому, обидно, про детей уж и говорить нечего, понятно почему они предпочитают забугорное. В фильме авторам удалось выстроить неплохую приключенческую составляющую, в целом сюжет именно на приключенческом уровне увлекает, но как только действие начинает касается ужасов — всё рушиться. Авторы видимо так боятся боятся травмировать маленьких зрителей что все подобные сцены обрывают на полуслове. В итоге едва ли не самая страшная сцена в фильме — съеденная рыбиной собака. Но при этом сама рыба в кадре даже не присутствует, все сделано монтажом.
Великий кинорежиссер Александр Митта рассказывал — с каким трудом пропускались в «Сказке странствий» шокирующие сцены, особенно с чумой, ведь фильм по сути позиционировался как подростковый. Но тогда удалось отстоять эти страшные сцены, и ведь на многих смотрящих тот фильм в нежном возрасте повлиял в лучшую сторону! Очень бы хотелось что-то вроде дискуссии на тему детство и хоррора на страницах Клуба, мне кажется — тема очень важная.
Дети и хоррор — тема практически табуированная. Интересно.