Если вдуматься, мировая история – бесконечный кровавый кошмар. Масштабные социальные преобразования достигались за счет революций, многими техническими инновациями двигали военные нужды, а религиозные и политические доктрины строились на искоренении инакомыслящих. Мир менялся и развивался за счет насилия, морального и физического, что фактически считалось нормой. Посему неудивительно, что известные исторические герои для одних – великие деятели, а для других – серийные убийцы. Вопрос лишь в разделении их идеалов. Так было раньше, так есть и сейчас.
Отсюда что такое «Красный террор»? Немыслимое преступление против собственных граждан или государственная необходимость установления новой власти? Последняя именно так и считала, и действительно верила в «светлое будущее», ради которого нужно убить сотни тысяч «неверных». И пока у российского руля более семидесяти лет была коммунистическая партия, про чекистов слагали хвалебно-пафосные опусы. «Белые» назывались плохими, а «красные» — хорошими, так нас воспитывали, пока не грянул 1991-й, и все убеждения полетели в тартарары… А мы вдруг узнали, что «господа» были правы, но просто их было мало…
Поэтому сейчас рассказ Алексея Холодного «Чекист» — настоящий хоррор, леденящая жесть о сонном душегубе, рутинно истребляющим классовых врагов. Был человек – нет человека, ведь так надо для дела Партии. Чекист, который когда-то, в другой жизни, изучал Библию, уже давно не руководствуется заповедями божьими, ибо Бога нет. А есть мы, большие люди, взобравшиеся на трибуну и вершащие суд по своим понятиям…
Писатель мелкими, но четкими штрихами творит портрет новоиспеченного Дьявола, нелюдя, стоящего над моральным законом и почти механически отдающего один и тот же приказ. Верховный Чекист мало чем отличается от старательных исполнителей, которые просто жмут на спуск и выносят тела. Кровавая жатва конвейером вычищает народные ряды, оставляя только истинно преданных и до смерти напуганных, чтобы пикнуть. Это Время Первых, Время Красных, Время пролетариев всех стран, которые так и не соединились…
Ну а наш Чекист – отнюдь не собирательный демонический образ фанатичного убийцы. Это реальный человек, который тоже когда-то страдал, любил, во что-то верил и стал героем книг, фильмов и песен. Он так и не познал за свои деяния гражданского суда, но точно не избежал другого Праведного ответа перед Тем, которого нет.
Добавить комментарий