Кинорежиссер Дмитрий Светозаров с самого начала своей карьеры громко заявил о себе. Ещё в начале восьмидесятых годов двадцатого века лидерами проката стали «Скорость» (1983 г.) и «Прорыв» (1986 г.). А уж легендарные перестроечные «Псы» (1989 г.) вообще заслужили статус первого культового триллера эпохи перестройки. В дальнейшем Светозаров перепробовал себя в самых различных жанрах, включая попсовых «Ментов» и «Агента национальной безопасности», в его активе мелодрамы, экранизации классики и два сериальных мистических триллера, снятых уже в нашем новом времени. «А.Д.у » с Данилой Козловским мы еще посвятим отдельную статью, благо он того заслуживает и требует более тщательного разбора; фильм умный, сложный по построению, и очень непростой на самом деле.
А пока «Вепрь» (2005 г.), снятый по роману Олега Егорова, нашумевшего в свое время и приобретшего в читательских кругах статус культового. Роман я читал, он действительно так хорош, что ни убавить, ни прибавить. Но вот сериал получился, к сожалению, затянутым и пресно скучным, восемь серий очень вредят ему, собственно сцен с самим вепрем, созданным полностью на компьютере, крайне мало. Зверя нарисовали весьма неплохо, но дать ему в фильме больше жизненного пространства как будто постеснялись. Все расправы вепря над жертвами естественно вынесены за кадр, сериал же, как можно! В итоге на протяжении восьми серий мы вынуждены наблюдать хождения, выяснения отношений между героями, любовные отношения, а вепрь появляется единично, мелькнув на пару минут и всё, до следующего появления. Понятно, что кинорежиссера волновало совсем другое, он на первый план выводит историю разоблачения группы партийных чиновников, ищущих секрет бессмертия в своем отрезанном от всего мира элитарном заповеднике, а страшный вепрь лишь частичка страшного плана сильных мира сего.
Но ведь в рекламной компании сериала монстр Вепрь анонсировался как чуть ли не нечто главное и совершенное новаторское в новом русском сериале, но, увы, это не совсем так. Лишь только в восьмой серии, ближе к финалу, действие более-менее начинает набирать необходимую динамику, но и здесь сцена схватки с Вепрем настолько короткая, что не успеваешь даже сделать вздох. И бесконечно жаль, что российские режиссеры, снимающие жанровое кино, в том числе на телеэкране, совсем игнорируют такое понятие, как динамика, предпочитая ей философскую заумь, и прочее. Добро бы, если бы они еще и это хорошо снимали. Во всяком случае прочитав книгу уже после просмотра сериала, я недоумевал; как из такого динамичного сюжета сотворили такое вялотекущее действо, хотя автором сценария и был сам Егоров. Но в данном случае сценарист, наверное, не причем, просто сам формат телесериала требует некоей растянутости в пространстве телеэфира.
Порадовал в сериале только может один факт, а именно актерская игра Александра Филиппенко в образе омерзительного Паскевича. Это тот самый персонаж, чье сознание с помощью магического бубна пытались вогнать в тело монстра. Вот этот персонаж мне пострашнее самого Вепря показался, но тут сыграла актерская харизма Филиппенко, поднаторевшего на ролях омерзительных злодеев и демонов. Кащей, Смерть, Азазелло и Паскевич безусловно стоит в одном ряду. Не так уж много в российском кино актеров, способных сыграть безупречное зло с такой харизмой, как играет их этот актер.
Но все же возвращаясь к «Вепрю». Конечно, кроме замедленной динамики, есть у фильма и некоторые безусловные достоинства. Зловещие тайны элитарного заповедника для высших чинов советской власти — это безусловно наше недавнее прошлое, и не такое уж надуманное, возможно были тайны и пострашнее, мы об этом можем только догадываться. И вот эти тайны, эти скелеты в шкафу, эти элитарные, тайные подземелья выписаны и сняты авторами с какой-то особой тщательностью; хорошо это или плохо — покажет время. Пока прошло десять лет с момента выхода фильма, он не забыт, его смотрят, посмотрим, что будет еще лет через десять.
Компьютерной графикой?(( ну, блин, я надеялся там олдскульные натуральные эффекты, как в культовом «Кабана-секач». Графика — это не то…