Ответил сегодня на вопрос на портале TheQuestion, думаю, уместно скопировать и сюда. Вопрос был про то, как называется прием, когда что-то страшное происходит за спиной героя.
Четких определений, как вы понимаете, в этой сфере нет. Есть неформальные термины:
- Скример — это когда что-то внезапно выскакивает «на зрителя», провоцируя у зрителя крик: scream (англ) — крик
- Джампер — примерно то же самое, что «скример», только «заставляет зрителя подпрыгнуть: jump (англ) — прыжок
- Бу-эффект — когда что-то неожиданно выпрыгивает на героя с резким звуком: обычно из-за угла или со спины: boo (англ) — как читается, так оно и звучит 🙂
Обычно считается, что фильм, насыщенный такими эффектами — это обычный «дешевый» ужастик. Если режиссеру удается нагнать страх без использования таких «пугалок» каждую минуту — это высокий класс. Примеры из недавних фильмов — «Тихое место», «Оцепеневшие от страха», «Реинкарнация». Это не значит, что в хороших хоррорах вообще нет таких пугалок — во всем нужна мера.
P.S. Есть много довольно шаблонных приемов в хоррорах, из которых еще не все получили названия:
- «Зеркало в ванне»: разновидность «скримера», когда герой смотрит в зеркало в шкафчике над раковиной в ванне, достает из шкафчика что-нибудь, потом закрывает шкафчик, и в отражении видно что-то ужасное (или отражение героя изменилось).
- «В ванне не расслабляться»: героиня расслабленно лежит в ванне, и вдруг из воды ее хватает чудовище («Кошмар на улице Вязов»). Обычно завершается пробуждением героини.
- «Скорее в подвал!»: Из темного подвала раздаются леденящие душу звуки, и герой (обычно героиня) спускается в темноту, держа в руке слабый фонарь, мобильник или спичку. Последствия очевидны…
- «Утащили в темноту»: героиню хватают за ногу, она падает, кричит, и ее резко утаскивают назад в темноту («Репортаж», «Виселица»)
- «Обернись» или «Обернись два раза!»: герой медленно отступает назад, а за спиной стоит маньяк. Чаще стали использовать усложненную версию, когда герой резко оборачивается, думая, что маньяк стоит за спиной, а в это время маньяк подходит к нему как раз с той стороны, куда герой смотрел в начале (см. трейлер «Проклятия монахини»)
- «Не стой спиной к окну» (к двери, к кустам): злодей хватает жертву сзади, в тот момент, когда жертва полагает, что сзади есть защита в виде окна, двери или кустарника. Примеры: монстр нападает из окна («Фантазм», «Пятница, 13», «Суспирия»), монстр нападает из кустов («Кошмар на улице Вязов»), маньяк проламывает дверь («Кошмар на улице Вязов», «Кукловод»)
- «Хичкоковский зум» (он же «свободный отпущенный зум», он же «долли зум»). Вы наверняка видели его в десятках фильмов — это когда кажется, что фон за спиной героя расширяется, и герой как бы падает спиной в бездну. Впервые его применил Альфред Хичкок в фильме «Головокружение». Технически он выполняется так: оператор меняет фокусное расстояние в камере (наезд на актера «зумом»), и в это же время камера на тележке отъезжает от актера. В результате пропорции героя на экране остаются примерно теми же, но меняются пропорции фона.
Все эти приемы не есть «дурной вкус», и они исправно работают, особенно в фильмах ужасов, но современный зритель настолько насмотрен и пресыщен, что обилие таких эффектов вызывает обратный эффект. Многочисленные пародии на фильмы ужасов («Очень страшное кино») часто смеются именно над такими штампами. Современным создателям ужастиков приходится придумывать что-то новое, и когда это удается, получаются настоящие шедевры («Тихое место», «Реинкарнация», «Прочь», «Оно» (It Follows), «Оно приходит ночью»).
Добавить комментарий