Один из самых серьезных, новаторских и провидческих советских фантастических фильмов. 1967 год, в главной роли глуповатого солдатика, едва еще начинающий свою карьеру и феноменально колоритный Андрей Миронов. Сюжет — сюрреалистическая история контакта с инопланетной цивилизацией, которая оставляет в глубокой тайге загадочный объект, самым странным образом взаимодействующий с исследовательской экспедицией.
Картина сделана с таким мастерством и фантазией, что все «Секретные материалы» меркнут, даром что появились в Голливуде и спустя добрые четверть века. Братья Стругацкие признавались, что картина самым серьезным образом повлияла на их творчество. В общем, перед нами настоящий шедевр, который сегодня оказался практически забыт.
Скудный на спецэффекты, но глубоко философский фильм. Не о пришельцах в нем речь, а о нас самих — кто мы, откуда, что ищем и что нас разделяет. Поклонникам остросюжетной фантастики в голливудском стиле тут делать нечего, ибо здесь надо думать головой; разгадывать смысл происходящего, додумывать оставшееся несказанным. Сегодня такое кино, мягко говоря, не для всех.
Тарковский открыл целое направление в советской фантастике — общение с иным разумом через образы знакомых людей в знакомом пространстве, «Солярис»; «Тринадцатый апостол»; «Таинственная стена». Всё это сдобрено интеллектуальными рассуждениями и гуманистической грустью. Я называю это «тарковщиной». В отличии от европейского и американского кино, где динамика очень сильная, всё вот-вот взорвётся, в наших картинах можно подумать, порассуждать. Это наш фирменный стиль.
Появившаяся в тайге туманная пелена притягивает внимание людей и вызывает видения из прошлого. Молодой ученый Ломов (Лев Круглый), занимающийся исследованием таинственной стены, считает это явление посланием далекой цивилизации и ищет пути общения с нею. Внутри сферической стены, исчезающей и появляющейся с определенной периодичностью и представляющей собой мощной электростатический заряд, находится исследовательская станция. Ломов работает там уже третий месяц. Начальство присылает туда друга Ломова, Андрея, чтобы тот заменил его на посту, потому что Ломова потянуло в научную фантастику: он считает, что стена произведена инопланетным разумом, а может быть, стена сама является разумным пришельцем. Вместе с Андреем едет подруга Ломова, Лена (Татьяна Лаврова), а по пути присоединяется старший сержант Валера (Андрей Миронов). Валеру послали, чтоб тот осмотрел локатор, «преступно» сломанный Ломовым. Локатор сломался вот каким образом. С помощью локатора Ломов передавал в стену элементарные картинки, надеясь, что стена как-то отреагирует. Она действительно реагировала, вызывая галлюцинации у оператора локатора.
Персонажи фильма испытают на себе галлюциногенное влияние стены. Валера, бывший моряк торгового флота, нарисует корабль и зашлет изображение в стену, после чего моментально окажется на своем судне, посреди океана, два года назад, в ушанке и тулупе. Из воды вытянут странного, измождённого путешественника, который будет твердить экипажу об одиночестве, причем, одиночестве не только в океане, но и во всем мире, после чего представится Валере таким образом: «Если хотите, считайте, что я марсианин»… и отправится в дальнейший дрейф по океану. Когда «приход отпустит», Валера уверует в марсиан. Лену также будет неудержимо тянуть к стене, как и Андрея. Все они побывают в различных точках своего прошлого, в различных точках пространства. Но люди, с которыми им предстоит пообщаться, даже если это хорошо знакомые люди, будут вести себя странно…
Однозначно, на особом символическом языке с ними пытается говорить таинственная стена! В конечном итоге мировая общественность, журналисты со всех уголков света, будут расспрашивать советских ученых: так что же такое эта стена? И у советских ученых не найдется ответа. Потому что ответ каждый человек должен найти внутри себя. Но для этого надо лично законтачить со стеной. А какой контакт со стеной, если сам СССР тогда был окружен таинственной стеной под названием «железный занавес»? — молчаливо вопрошают создатели фильма.
Жаль только, что мало кто знает и помнит этот фильм, уж больно пугал он советских кино чиновников своей темой, далекой от устоев социалистического реализма и много лет практически пролежал на полке. Новаторство авторов фильма проявлено буквально во всем, в стилистике, в незашоренности мысли, в игре актеров. Жаль, это прекрасное начинание в советском жанровом кино так и угасло едва начавшись, но позже был Тарковский с «Солярисом» и феноменальным «Сталкером», и фильм наверняка оказал влияние на него.
Страница фильма «Таинственная стена» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий