Печально несоответствие малых кассовых сборов и большой зрительской любви. Это когда отличный фильм проваливается в прокате, но при этом попадает во множество журналистских хит-парадов типа «100 / 500 / 1000 выдающихся картин…» и удостаивается оскаровских и каннских номинаций. Более того, «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга – не артхаусная, а массовая лента, крепкий криминально-драматический триллер, одновременно понятный по стилю подачи и многогранный по смысловому наполнению. А еще «A History of Violence» — экранизация комикса, что делает ее еще ближе среднестатистической аудитории, с поправкой на взрослую жестокость графического романа. Но даже несмотря на участие мегазвездного на тот момент «Арагорна» Вигго Мортенсена, картина не окупилась ни дома, ни за рубежом.
Что же не так с «Оправданной жестокостью» с точки зрения типичного обывателя? Ответ один – антигламурность. Ведь в трактовке Кроненберга комиксом здесь и не пахнет, а вот натурализма в насилии и сексе – с лихвой. Причем не в смысле кровавых рек и крупноэкранных гениталий, а в контексте почти документальной обыденности. Пули грубо кромсают плоть, кулаки нещадно разбивают лица, а обнаженка и коитус не располагают к половому возбуждению. А зрителю с ведром попкорна противно смотреть на практически бытовушную драму, художественно решенную в виде бандитской резни с философскими вкраплениями. В этом весь Дэвид Кроненберг, щедро расплескивающий жесть по экрану, размышляя при этом о сущности человеческой природы.
Герой Мортенсена – антипод падшего ангела, человек с ужасным прошлым и благочестным настоящим. Защитник семьи… и безжалостный монстр в иной жизни. А сам фильм о том, кто есть Человек на самом деле, здесь и сейчас? Он по-прежнему Монстр, в силу несмываемых грехов прошлого, или Христианин, достойный прощения, в силу исключительно добрых деяний на протяжении многих лет? И здесь ответ у каждого свой, достаточно поставить себя на место близких героя и представить, что бы вы сделали, если бы узнали чудовищную правду. Должен ли грешник вечно нести свой крест за нарушения святых заповедей или же заслуживает новую жизнь, если действительно раскаялся и внутренне переродился?
Серьезные вопросы, на которые массовая аудитория не захотела искать ответы. Проще смотреть банальные красивые сказки с однозначной трактовкой Добра и Зла, не думать о собственных внутренних демонах и не искать мрачных глубин в характерах героев. Посему «Жестокость» оказалась непосильной ношей для «нормальной» публики, попала в отталкивающую категорию «кино не для всех» и лишь сойдя с больших экранов, получила запоздалое признание. Ведь дома наедине куда лучше для ума смотреть картину о бескомпромиссной дерьмовости обстоятельств и чудовищности отдельных людей, нежели впитывать «Историю насилия» в большом зале среди хихикающей толпы…
Этот фильм Кроненберга мимо меня прошел — с интересом прочитал о нем. Тебе совсем немного осталось до полного описания фильмографии Кроненберга.
Это да, будет завершена моя миссия — дань уважения творчеству блестящего режиссера. Причем финалом миссии станет рецензия на его роман.
А фильм очень рекомендую — виртуозное сочетание жанрового и интеллектуального кино.
Эх, фильм очень хорош, да. Вспомнил о нем с удовольствием. Очень несозвучен мне Мортенсен, не люблю его, но у Кроненберга он играет бесподобно: и в «Истории насилия», и в «Опасном методе», и в «Восточных обетованиях/обещаниях»