Отзыв содержит спойлеры, но не раскрывает личность Всадника…
Я настолько был раздосадован и разочарован двумя первыми частями саги, что дал себе зарок на третью не ходить ни в коем случае! Но в итоге пошел только из-за дешевизны билета. И нужно сказать, что в отличие от первых двух, третья часть франшизы не разочаровала. Это получилось бы действительно достойное и логическое завершение трилогии, если бы не одно «но», но об этом позже.
В целом к монтажу, к гриму, к декорациям и спецэффектам придирок нет; всё технологично, всё на уровне, с размахом, захватывающе, красиво. Историческая часть, рассказывающая историю сестер и колдуна, снята замечательно, но одна беда; сюжет слишком скоротечен, поспешен, нет обстоятельности. Героев не успеваешь ни полюбить, ни посочувствовать им. Перед нами не живые люди, а марионетки, вставленные в фильм по примеру голливудского кино.
Чувствуется остро, фильм все-таки для проката составлялся из сериала, резали будто по живому, отбрасывая, как мне кажется, логику и оставляя лишь глянцевую лоснящуюся картинку со звоном мечей. Подобный прием не понравился мне еще во второй части, в «Вие», где три шикарные страшные ночи превратились в наспех скомпонованный ради красивого зрелища сумбур. Но это касается, если брать третий фильм трилогии, только исторической части.
В целом же к Меньшикову, Петрову, Стычкину никаких придирок. Отличные актерские работы, отыгранные на все сто! Сцены с восстанием Гоголя из могилы, и попытками народной массы казнить его и персонажа Стычкина, пробирают до костей, действительно страшно и здорово снято! Также выше всяких похвал сцена, где Гоголь по ту сторону встречает отца и безносого, браво! Это действительно невероятно страшно, и это что-то действительно новое для нашего мистического кино.
Хочется похвалить авторов за то, что упомянули (хоть и вскользь) «Нос» из петербургских повестей. Возможно это намек на то, что петербургская часть все-таки будет снята. Кстати безносый здесь — один из самых пугающих персонажей, хотя без носа в повести ходил обычный чиновник — майор Ковалев, а сам отделившийся нос пугал меня в детстве больше, чем сам Вий.
Разгадка тайны всадника не разочарует зрителя, по правилам жанра им окажется тот персонаж, которого меньше всего ожидаешь увидеть в этом образе. Придирки у меня, как не странно, есть к самому финалу фильма. После всех мытарств и страданий Гоголь, потеряв возлюбленную, возвращается в Петербург. Эта часть финальной франшизы достойно возвращает зрителя в реальность, уравновешивая миры выдуманный и истинный.
Финал звучит мощно и драматически; Гоголь впадает в ступор, беспробудно пьет, и наконец воскресает для творчества, и с горящими глазами пишет пишет свою книгу о Диканьке. И вот тут как поклонник Гоголя истинный, я начинаю сожалеть, что артиста Петрова просто не снимут в биографическом фильме о Гоголе. Воистину теперь в кино для меня Гоголь только он, и все благодаря этому шедевральному кусочку, и он (этот отрывок) уравновешивает и фантастическую и реалистическую часть франшизы о Гоголе. Но тут же авторы все разрушают явлением, явно карикатурных и совсем не к месту, вставленных Пушкина и Лермонтова, призывающих Николая Васильевича вступить в писательский отряд по борьбе с нечистью… О Боже, нет, я умолкаю, ибо законы коммерции в нашем кино перечеркивают логику всяких здравых смыслов.
Конечно нужно дождаться полного телесериала, чтобы в полной мере оценить гоголевскую вселенную, и понять — что же все-таки было потеряно в киноверсиях? Но в целом, несмотря на ряд огромных недостатков, эта трилогия стала таким событием, каким не стал никакой другой российский фильм в жанре хоррор.
Добавить комментарий