Шокировав общественность немыслимой «Автокатастрофой», Дэвид Кроненберг ушел с большого экрана на несколько лет, чтобы вернуться с не менее тошноудивительной «Экзистенцией». В определенном смысле новой проект стал для Дэвида возвращением к творческим истокам, когда Кроненберг писал сценарии сам, вне конъюнктуры и коммерческой выгоды. «eXistenZ» ошибочно принято считать последователем «Матрицы» братьев/сестер Вачовски, в силу созвучия тем и вселенской популярности фанта-боевика с Киану Ривзом. По факту же творение Кроненберга вышло в мировой прокат на месяц раньше «Матрицы», и двигалось в принципиально ином смысловом направлении. Если «The Matrix» был роскошным фантастическим экшеном с внятной смысловой нагрузкой, то «eXistenZ» обернулась галлюциногенным боди-хоррором, иронично-порнографичным по духу и крышесносным по содержанию. Оба фильма номинировались в 2000-м году на премию «Сатурн» (штатовская спецпремия, вручаемая Академией научной фантастики, фэнтези и хоррора) в номинации «Лучший научно-фантастический фильм». Ожидаемо победила «Матрица», как куда более близкая и понятная массовой аудитории. Но и Кроненберг взял почетным приз «За выдающиеся художественные достижения» на Берлинском фестивале 1999 года, проиграв главного «Золотого медведя» высокохудожественной и многогранной, но проще воспринимаемой «Тонкой красной линии» Терренса Малика.
В «Матрица» виртуальная реальность представала феерической компьютерной игрой, упоительно зрелищной и гламурной. Это был выдающийся поп-культурный киберпанковый боевик о проблеме выбора в иллюзорном мире вселенского обмана. А вот «Экзистенция» предлагала свое решение «красной и синей таблетки», когда вымышленный мир «бесконечно увлекательного дерьма» милее человеку, нежели «добропорядочная» реальность. И именно эта концепция значительно злободневнее здесь и сейчас, когда виртуальность стремительно и агрессивно заполняет повседневную действительность. Для миллионов гейминг становится одним из главнейших смыслов существования, когда куда лучше «там», чем «тут». И даже у людей без игровой зависимости, экран монитора/планшета/смартфона зачастую оказывает перед взором чаще, чем естественная картинка. Конечно любой человек скажет, что Сеть – это и есть сегодняшняя реал-жизнь, но не каждый задумывается о том, что Интернет – воплощенная Матрица, формирующая наше мышление и управляющая конкретными действиями.
В «Экзистенции» Кроненберг откровенно веселится, демонстрируя, как осмысленное существование заменяется гипертрофированной ахинеей, но людям это безумно нравится. Хомо Сапиенса неотвратимо притягивают секс и насилие, причем в максимально извращенных и чудовищных формах. «Игрок» мало того, что не хочет выныривать из кроваво-перверсивной вакханалии, но жаждет погрузиться ещё глубже, в новые уровни адского вирта. Сумасшествие упоительно и заразительно, оно освобождает от моральных законов и физических границ, давая бесконечное наслаждение без последствий. Какая разница, жив ли индивид или мертв на самом деле, пока его сознание «где-то» существует и дарит ему мегакайфовые ощущения. Человек более не нуждается в возвышенных чувствах и рациональных целях, его основные инстинкты удовлетворяются по полной, и упаси (Господь? Дьявол? похрену…) выбраться из такой «матрицы». А если его всё же вырвут из «экзистенции», игрок до последнего будет надеяться, что он всё еще «там» …
Сравнивая картину с предыдущим работами Кроненберга, можно сказать, что «Экзистенция» — это завораживающе-отвратный симбиоз «Обеда нагишом» и «Видеодрома», где многие детали намеренно вульгарны, алогичны и визуально тошнотворны. Режиссер работает на «свою» публику, которая готова к любым творческим выходкам Мастера, и изначально не ждет вменяемого кино в общепринятом смысле. «Экзистенция» — злобно-абсурдистская пародия на так называемое сегодняшнее «бытие человека здесь и сейчас», который сошел с ума, но абсолютно не заметил этого. Пока ещё сие утверждение применимо не к каждому жителю планеты Земля, но как знать, что будет буквально через считанные годы…
Добавить комментарий