Рассуждая о поистине удивительном «нашем» фильме «Мертвым повезло», стоит говорить не столько о развитии отечественного кинохоррора, сколько о потенциально новом для России комедийном тренде. «Ужасных» юморесок у нас практически не снимают, если не считать таковыми ряд откровенно провальных РФ-жутиков, иронизируя над их жанровой беспомощностью. Внятной киношколы ужасов в России не было исторически, соответственно отсутствовал и институт пародий на русские страшилки. Посему неудивительно, что молодой уфимский режиссер Вадим Валиуллин черпал вдохновение из заморской хоррор-классики, обстёбывая её от всей души. Таким образом в первую очередь «Мертвым повезло» — картина для фанатов зарубежных триллеров и фильмов ужасов, узреющих множество прямых и косвенных отсылок. А что касается зрителей, не смотрящих хорроры, то попробовав российскую слэшер-пародию, они либо с «умным» негодованием сбегут от экрана минут через десять, либо внезапно увлекутся безбашенной стилистикой, искренне веселясь и возможно параллельно плюясь.
Главные герои «Мертвым повезло» — банда отморозков, которым поручено укокошить тусовку в лесной хижине, выдав сие за деяние маньяка. Кровавые гопники резво берутся за дело, не подозревая, что рядом бродит настоящее исчадие ада…
В первую очередь хочется похвалить режиссера за авторскую смелость, когда мы наблюдаем чистое самовыражение, без цензурных и юморных рамок. Такой трэш-удали очень не доставало новоиспеченному раша-жутику «Фото на память», стеснявшемуся быть отвязной пародией. Валиуллин же откровенно веселится с первых кадров, не пытаясь выдать изначальную комедию за серьезный хоррор. И фактически с первых кадров вы понимаете – ваше или не ваше это кино. На экране доминирует «пацанский» юмор, который заходит далеко не всем. Поэтому если вам весело сразу, то смело смотрите дальше – будет еще прикольнее. Если же «как-то так себе», то далее на свой страх и риск, ибо добавится еще один эпатажно-стабильный элемент повествования, под названием «расчлененка». Конечно сразу же возникнут такие смотрельщики, которые завопят – «Да как такую гадость можно показывать в кинотеатрах?!», но на самом деле подобная стилистика испокон веков уместна в массовом кино. Если даже не брать в расчет фильмы ужасов («Хостел», «Граница» и т.п.), то достаточно вспомнить относительно недавнюю черную комедию Майкла Бэя «Кровью и потом: Анаболики», где персонаж Марка Уолберга брался за бензопилу, чтобы разделывать трупы. Здесь вопрос только в том, входите ли вы в соответствующую целевую аудиторию? А если входите, значит готовы к соответствующему зрелищу.
Помимо высмеивания страшилок, Валиуллин открыто подражает стилистике Квентина Тарантино и Гая Ричи, создавая гротескно-абсурдное кино про отечественный криминалитет на районе. Придурковатые братки несут всякую чушь и гнут пальцы, упиваясь собственным быдлячеством. Чернушный юмор хлещет водопадом, иногда мимо кассы, а временами вызывая внезапный смех. Здесь сложно гарантировать, что каждый любитель комедийных хорроров получить бескрайнее море веселья, но что отдельный шутки попадут в цель – это точно. Главное, что «Мертвым повезло» уверенно играет на поле «Убойных каникул», что несвойственно российскому кинематографу. Нет ничего постыдного и ужасного в «комедиях с трупами», когда они хорошо поставлены и веселят зрителей. Этот жанр нужно также развивать, как и всё остальное российское сугубо развлекательное кино, лишь изредка выстреливающее по-настоящему удачными работами. Благо эта мысль понятна кому-то в верхах отечественной культуры, иначе «Мертвым повезло» не было бы на «Кинотавре», еще и в соперничестве за главный приз фестиваля.
В сухом остатке: если вас не коробят отрубленные конечности, кровавые фонтаны, чернушные хохмы и оголтелое пересмешничество, то «Мертвым повезло» вас повеселит, возможно в чём-то восхитит, а ближе к финалу еще и удивит. Фильм Валиуллина – твердый и важный шаг на пути становления независимого зрительского кино, без указаний минкульта и следования государственной конъюнктуре. Да, это кино «не для всех», но у сего стиля множество «наших» поклонников. А это значит, что российская аудитория должна получать соответствующие картины не только из-за рубежа, но и выбирать из аналогичных отечественных лент, невольно более близких по духу русскому человеку. Главное – старательно и с любовью снимать такие фильмы, не сетуя на отсутствие денег и унылую жизнь. А зритель – существо крайне честное в эмоциональном плане, и скажет искреннее спасибо, если ему действительно понравится.
Надеюсь, это последний фильм Валиуллина. Для черной комедии — уныло, пресно и совсем некреативно. Западнизацию российских мозгов еще никто не отменял. Калька с того, калька с этого… Как обычно у нас происходит. Если бы европейцы Алекс Ажа или Нил Маршалл занимались ярым плагиатом, беря за основу фильмы североамериканских постановщиков, не были бы потом так востребованы на Голливудских холмах. Нам не стоит забывать, что мы и европейцы в том числе.
Мертвым то, может, и повезло, но живым смотрящим — увольте.