Постоянно встречая извращённую локализацию новых иностранных картин, невольно рождаешь теорию заговора. Понятно, что оригинальное название переиначивается чисто ради бабла, так как несведущий зритель скорее купит билет на «Третью волну зомби», чем на «Исцеленных». Но куда печальнее осознание, что умный фильм продают как глупый трэш, намеренно оболванивая публику, и внушая сразу же выключить мозги перед просмотром. Пусть толпа хрустит кукурузой, смакуя размозженные башки и выпущенные кишки, чем (не дай боже) увидит второе дно повествования, говорящее отнюдь не про зомби-апокалипсис. Хотя, если уж привязываться к сему страшному слову, еще в 1979 году великий Коппола прямо обозначил время наступления апокалипсиса…
«Третья волна…, да к чёрту, «Исцеленные» — полнометражный дебют ирландца Дэвида Фрейна, снявшего драматический фильм ужасов в родных просторах. В центре сюжета привычный для хоррора вирус, обращающих людей в бесячих плотоедов. На сей раз власти смогли создать лекарство и помочь большинству зараженных. Но часть безумцев оказалась невосприимчивой к вакцине, и тех, кого не пристрелили, просто поместили в карантин. Что же касаемо излечившихся, то правительство готово выпустить их на волю. Вот только здоровые граждане разделились на два лагеря. Одни считают, что привитые безопасны, а другие – что они по прежнему «зомби», и только пуля – верное средство от заразы. Причем сторонников геноцида куда больше…
Практически с первых кадров очевидно, что ходяче-мертвячая стилистика для Фрейна – лишь способ поговорить с широкой публикой о злободневных и болезненных вещах. «Излеченные» каннибалы – образ любого угнетаемого меньшинства в современном мире. В первую очередь на ум приходят многочисленные беженцы, потоком хлынувшие в Европу из опаленных войнами бедных стран. Но также это могут быть и лица нетрадиционной секс-ориентации, которых всячески притесняют в некоторых вполне цивилизованных государствах. Или же речь идет о диаспорах, которые местные жители и правительство считают второсортными людьми…Главное, что социальное неравенство процветает в самых различных формах, когда «правота» за теми, кого больше, и такие «большевики» могут массой задавить «несогласных».
Формально «нормальных» в фильме можно понять. «Исцеленные» — бывшие безумные убийцы, буквально рвавшие зубами всех подряд, не в силах контролировать себя. Поэтому подобные экс-психи невольно вызывают страх и отвращение. Ведь власти не дают твердых гарантий, исключающих кровавый рецидив. Посему каждый из «вчерашних зомби» — бешеный пёс, искусственно приведенный в чувство, но сохранивший безумную ярость где-то внутри себя.
За ширмой фантастического хоррора легко диагностируется страшная социальная болезнь, называемая терроризм. Когда теперь уже вменяемых людей, не виноватых в ранее приобретенном недуге, считают дерьмом, унижают и ущемляют в гражданских правах, стоит ли удивляться, что эти «говнюки» озлобятся и дадут сдачи? Любой теракт – это политическое заявление, ужасное, достойное осуждения и наказания, но тем не менее наглядно демонстрирующее последствия каких-либо ранее совершенных действий. Ведь экстремисты за что-то борются путем зверского насилия, и это «что-то» (конечно не всегда, но всё же) может оказаться не менее страшной несправедливостью, причинённой кому-то из корыстных или властных побуждений. Эта печальная политическая оплошность может заключаться как в силовом решении территориального или этнического вопроса, так и в религиозном оскорблении определенной группы граждан. И в «Исцеленных» наглядно продемонстрирован механизм зарождения и взрыва насилия, которого можно было бы избежать.
Конечно нельзя и безапелляционно обвинять бездушную государственную систему, и сыто-трусливую прослойку граждан, готовых морально (да и физически) изничтожить неудобных, «как бы опасных» людей. Ведь и у «твари дрожащей» все же есть право «не убивать», а оставаться Человеком по своей природе, искать бескровные и гуманные пути противостояния. Террорист же – это уже нелюдь, преступивший черту, и тем самым полностью обесценивающий любые «высокие мотивы». Поэтому гражданская война – настоящее национальное бедствие, гуманитарная катастрофа, в которой ужасные действия творятся с обеих сторон. И образ «зомби-возвращенцев» как нельзя лучше демонстрирует безумие кровавой бойни, учиняемой вследствие опасения, недоверия, жажды отмщения, когда из-за злобы и обиды хочется просто причинять боль, а не разговаривать и пытаться что-то понять…
Вот так, казалось бы банальный и проходной жутик от начинающего режиссера оказался серьезным социальным триллером, без стеснения говорящим о творящемся в современном мире. В фильме всё чертовски натуралистично именно с психологической точки зрения, когда сам факт совершенного поступка пугает сильнее, чем его визуализация. Пусть картина не лишена привычных жанровых штампов, как с точки зрения отдельных сюжетных поворотов, так и по методике пугания, но в целом «Исцеленные» — крепкое авторское высказывание, пронзительнее и глубже чисто развлекательных хоррор-картин. Будь жив Джордж Ромеро, он бы оценил.
Интересно. Подумал, что ерунда какая-то, ибо о зомби наснимали много, но хороших фильмов крайне мало. Вот «Поезд в Пусан» еще меня удивил. Хорошо, что провел обзор достойного фильма.
«Поезд в Пусан» художественно и драматически еще сильнее, меня самого очень порадовала эта корейская картина. «Исцеленные» по части художественных методов вполне традиционная лента, но по смысловому наполнению она на голову выше трэшевого потока зомби-фильмов.
Что-то я опять перестал следить за тем, что в кино идет. Этот обязательно гляну, Леша, спасибо, заинтриговал, хотя несколько месяцев назад смотрел трейлер и он не сильно зацепил. Из недавних зомби-муви есть просто чудесная «Новая эра Z» (и опять локализаторы жгут), хороший пример того, что и заезженные темы можно снимать умно и креативно , не скатываясь в трэш и пародию. Здесь в клубе вроде нет рецензии на него, я хотел написать, но как обычно забил. 🙂
О, на «Новую эру Z», Никита, я тоже собирался написать, фильм мне также понравился, но как-то не сложилось со временем в течении аж целой недели после просмотра, а потом я переключился уже на что-то другое…А так «The Girl with All the Gifts» (настоящее название «Новой эры Z»), кино, конечно, стоящее, и на него действительно пока нет отзывов в Клубе.