Классический киношный маньяк как правило использует холодное оружие. Нож, топор и другие инструменты столового и строительного назначения. Недаром маньячный поджанр хоррора получил название «слэшер», от английского «slash» — рубить, резать. Справедливо считать, что в руках безумного убийцы холодное оружие куда ужаснее (с позиции экранного восприятия), чем огнестрельное. Больше крови, больше ран, больше жутко-болезненных мучений…Хотя по сути это лишь сложившейся стереотип, в то время как пистолет или винтовка могут стать страшным орудием пытки, а маньяк – куда более изощренным душегубом.
«Стрельба по мишеням» предлагает ситуацию, когда в роли чокнутого мокрушника выступает профессиональный снайпер. Да, именно дока, умеющий не только поражать цели, но владеющий искусством маскировки, знающий анатомию и обладающий колоссальными выдержкой и хладнокровием. И которому в силу садистских наклонностей нравится убивать медленно, наблюдая, как жертва паникует и истерит, осознавая неизбежный конец. Вот уж поистине ужасный изверг, разящий издали и труднодосягаемый для ответного удара.
Режиссер Рюхэй Китамура работает в привычном стиле и сюжетном направлении. Как на родине, так и в США, японец снимал зверские боевики и хорроры, с морем насилия и кучей трупов. Его американским дебютом стала экранизация рассказа Клайва Баркера «Полуночный поезд с мясом», а далее последовал не менее «мясной» фильмец – «Никто не выжил». Обе картины были не просто шокерами, но и занятными историями с драматическим развитием и осмысленными финалами. А в своей новой работе Китамура фактически отодвинул содержание на второй план и всецело сконцентрировался на жесточайшей форме безостановочного кровавого кошмара.
У героев «Стрельбы по мишеням» крайне условные предыстории. Они просто ребята, «заехавшие не туда» на большой тачке и нарвавшиеся на засаду меткого стрелка, которому плевать – кого убивать. Де-факто почти весь хронометраж снайпер удерживает молодежь за остановленной машиной, расстреливая любого, кто высунется.
«Стрельба…» — чисто ситуационный хоррор, в котором вообще нет смысла, кроме сочувствия к людям, обреченным на смерть. Это поистине «снайперский слэшер», где маньяк – Зло в чистом виде, необъяснимое и неумолимое, а почти каждое попадание пули в живую плоть снято с шокирующей детализацией. Да, Китамара откровенно прётся от экранного насилия, запихивая в рамки камерного прямолинейного жутика максимальное число действующих лиц и расправляясь с ними со звериным наслаждением. По уровню визуального кошмара «Стрельба…» сопоставима с любой из серий «Пилы», при том, что убийца просто стреляет из винтовки. Но изощренный японец сумел превратить формальный боевик в настоящий фильм ужасов.
Многие зрители, не любящие хоррор, случайно посмотрев «Стрельбу…», назовут ее не иначе, как садистской гадостью, бессмысленной и беспощадной. А поклонники экстремального киноужаса наоборот оценят выверенную эстетику нетипичной «огнестрельной мясорубки». В пределах кровавого аттракциона лента действительно круто сделана, но по части смысловой нагрузки она абсолютно пуста.
Плохо, что режиссер не на саспенс сделал упор, а на насилие, как я понял. Тогда бы мог сильный триллер получиться.
Да, здесь саспенс Китамуру мало волновал, как и какая-либо осмысленность происходящего на экране. Поэтому и отношение к фильму крайне неоднозначное, и «сильным» его, как художественное произведение, точно назвать нельзя. Просто впечатляющий шокер и только…
Совершенно омерзительное и убогое кино. От Китамуры не ожидал, что так разочарует.