В смутные девяностые годы двадцатого века фильмов в России снималось не так уж много, особенно в категории жанрового кино. И были тут как очень достойные фильмы («Научная секция пилотов» или «Хаги-Траггер»), так и мерзейший трэш новоявленных Эд Вудов нового российского кино. Главным по этой части считается ныне покойный кинорежиссер и продюсер Сергей Кучков. К счастью этот кинодеятель успел снять только два фильма, после чего ушел в продюсерство, и на этом поприще более преуспел, сумев выпустить немало хороших фильмов и сериалов, к примеру хоррор «Дневной представитель», где избитая тема вампиров подавалась в необычном романтично-Гриновском жанровом ключе. Но это будет позже, а в середине девяностых кинорежиссер поставил подряд один за другим два фильма, которые теперь спустя почти тридцать лет воспринимаются как синоним всего наихудшего, пришедшего в российское кино с эпохой полного развала. Но если в «Монстрах» (1993 г.), несмотря на убогие комбинированные съемки, сквозил дух какого-то азартного обаяния, и за героев можно было попереживать, то в следующем своем трэш-творении Кучков низвел до абсурда и идиотизма всё, что только можно. И фильм этот по праву наряду с «Полигоном — 1» (1994 г.) Валерия Родченко окончательно добил и без того агонизирующий российский кинематограф.
Судите сами; инопланетянка в каком-то сомнительном наряде, на очень странном летательном аппарате, приземляется прямо в бассейн какой-то школы, ходит по воде, находит тройку учителей и тут же уговаривает их пуститься в путешествие по времени, найти некие кристаллы, разбросанные по времени, чтобы она могла вернуться домой на свою планету (?). Даже не раздумывая, учителя пускаются в эту сомнительную авантюру, и в скитаниях по временам попадают то на Средневековый Восток, то в плен к каннибалам, то в топи, кишащие аллигаторами. И вот тут-то пришло время сказать; все декорации, весь монтаж в фильме занимают вставки из передач «Клуб путешественников» и «В мире животных», причем при совместительстве с живыми актерами! Всё сделано ужасно грубо, неотёсанно, и воспринимать это можно не иначе как издевательством над разумом зрителя, которого видимо считают круглым дураком. В общем в данном фильме плохо всё, абсолютно всё. Это симбиоз всего наисквернейшего, что только могло быть в российском кино в то время. Актеры, причем хорошие (Борис Щербаков), вынуждены не играть, а кривляться в кадре, подобно клоунам в цирке. Просто омерзительно, как подумаешь, в чём приходилось играть хорошим актерам в то время. Инопланетянка же, в ожидании тройки засланных в другие времена людей, учится у некой дамы быть женщиной, делать педикюр (?), ну и ток далее… Шкала идиотизма доходит до пределов абсурда. Конечно кто-то скажет — ну какие эффекты? Какие возможности могли быть в то смутное время, когда всем было совсем не до кино. Но однако же некоторые фильмы на копеечных бюджетах снимались, и что самое главное — выстреливали, пусть даже не взыща всенародной славы.
Но в данном случае мы имеем дело с откровенной халтурой, снятой возможно просто для отмывки денег. Жаль, потому что в подобном сюжете вообще-то таились большие возможности, шанс показать себя, которым кинорежиссер Кучков так и не воспользовался. Но возможно его дальнейший уход из кинорежиссуры в продюсерство был уже вполне закономерным решением, потому что уже начиная с 1997-го года бедствующее российское кино стало медленно, но верно вставать из руин. Появился малобюджетный проект «Жанры», подаривший нам «Змеиный источник» и «Упырь». Ныне эти ленты считаются настоящей классикой российского кинохоррора. Ну а если говорить о Кучкове, то в дальнейшем он спродюсировал немало хороших фильмов, в том числе два хоррора — «Тайна Заборского омута» и «Дневной представитель». Но все же лично я благодарен режиссеру Кучкову, ведь не смотря ни на что, в условиях полного развала и кретинизма, он в «Монстрах», именно в «Монстрах» (это не касается, к сожалению, «С ума сойти!») дал толчок, хотя и слабый, развитию жанрового кино. Лично я эту картину просто обожаю, ибо в ней есть какой-то неиссякаемый задор, какая-то особая аура. Но последовавший далее фильм «С ума сойти!» — это полный провал, тупик, ударившись в который, жанровое кино в России, поняв, что так более нельзя, перешло к подъему и возрождению.
Добавить комментарий