Фильм этот, вышедший в пору всплеска интересов россиян к жанру хоррор, имел все полноценные шансы стать хитом. Тем более почти одновременно с фильмом вышел кинороман-адаптация Валерия Кречетова, в котором, кажется, сошлось всё; философия, глубина сюжета, мистический, по-настоящему страшный убийца. Книга была чудесной. Вышедший же одноименный фильм получился плоским, невыразительным. Образ подземного убийцы значительно потускнел, потому что в книге читатели узнавали мотив и предысторию обходчика. В фильме же об этом ни слова, ни полслова, хотя уделить этому экранное время, как мне кажется, было необходимо. В фильме обходчик бесконечно убивает, но зритель так и не узнает — зачем и почему, что автоматически низводит фильм до уровня обычной проходной бэшки, выветривающейся из памяти сразу по выходе из кинозала. Обидно, потому что режиссер Игорь Шавлак новичком в жанре ужасов не был, многие киноманы до сих считают его «Семью вурдалаков» (1990 г.) эталоном жанра российских ужасов, и отчасти это так.
«Путевой обходчик» стал самым оглушительным кассовым провалом 2007-го года. После этого Игорь Шавлак навсегда ушел из кино. Вообще нужно сказать, в эти годы в прокате были два фильма ужасов российского производства — «Мертвые дочери» и «Путевой обходчик», и оба неудачные. Бум же российских хорроров пришелся, как не странно, на телевидение. Либо это были сериалы — «Иное», «Королевство Кривых…», либо телепостановки «Блюз опадающих листьев», «Любовь и страхи Марии». Не затратные в производстве, они впрочем и качеством особым ни блистали. Нелогичность сюжета и прочие компоненты делали эти фильмы сугубо одноразовым зрелищем. Но всплеск интереса к хоррору было уже ни погасить. Зритель, наевшийся в эпоху видеобума кажется уже всем, чем можно, хотел своего родного — ужастиков, фантастики. Вскоре появились первые блокбастеры — «Волкодав», «Обитаемый остров», но с ужасами по-прежнему всё было очень скверно.
У фильма Шавлака есть только одно достоинство; после вялотекущего блуждания героев по подземельям к финалу, он разгоняется до нешуточного драйва! По крайней мере финальную схватку с обходчиком смотреть нескучно, но ведь до нее ещё досидеть нужно! Несчастный зритель!
Фильм снят на деньги какого-то американского магната. Возникает вопрос; если всё снято так пресно, без вдохновения, без изюминки, которая, согласитесь, должна присутствовать в жанре, значит это был просто отмыв денег? И итог вышел крайне печальным.
Сам образ обходчика, трактующийся в романе своеобразным Хароном подземелий, чья цель — переправить душу в какую-то иную плоскость бытия, правда конечно через убийство, превратился в обычного маньяка похожего по неубиваемости на Терминатора. Жги его, режь, расчленяй, он все равно восстанет и пойдет за тобой.
Кстати, Игорь Шавлак картину даже до конца не снял, кое-что доснимал и доделывал тот же Павел Руминов. Колыбельная, кстати, в начальных титрах пришла от него. Да, конечно жаль упущенного шанса, ведь сюжет и замысел при наличии талантливого постановщика, уровня, например, Николая Лебедева, мог бы выстрелить оглушительно, но, увы, имеем что имеем.
Да уж, помню-помню эту дикую несуразицу (((