Из цикла «Капли сочащегося страха»
Фантастически психоделический шедевр от «Союзмультфильма», второй всплеск вдохновения после шедевральной «Третьей планеты». Более, увы, ничего подобного припомнить не могу. Господи, ну почему столько сил и пленки было потрачено на всякую лабуду?! А фильмы, подобные этому, напоминающие глоток вечности, имеющие огромное воспитательное значение, создавались в таких малых дозах.
Здесь в каждом кадре сквозит опаляющее дыхание грозной космической бездны, глубоко равнодушной к песчинке-человеку, затерянному на бесконечно далекой планете. Небольшое сообщество людей, выживших после крушения на чужой планете, ведет борьбу за выживание с ополчившиеся против них флорой и фауной невероятно агрессивной. Только одна цель и одно стремление помогает космическим робинзонам выжить. Они вырастили поколение своих детей с целью, чтобы те сделали то, что не смогли сделать они; дойти через страшный перевал до космического корабля и вызвать помощь с Земли. Собственно вся сюжетная линия мультфильма и сводится к этому походу через ледяную пропасть перевала, который либо пропустит через себя, либо заберет жизнь, иного не дано.
Опасная, хищная, по-настоящему жуткая в данной прорисовке планета, вся будто большая ловушка. Мир вокруг людей зыбок, текуч, иллюзорен, всё течет и меняться буквально на ходу, и предсказать невозможно буквально ничего. И лишь только почти ещё дети, благодаря особенностям своей психики, способны и умеют выживать в мире полного непостоянства, в зыбкой текучести этого космического ада. Они хранят дружбу с немногочисленными животными, проявляющими расположение к людям, называя тех ласково по-земному «козлами».
Лишь одна только память, как путеводная ниточка Ариадны, перекинутый мостик от стойбища к звездолету, ведущая сквозь ужасы Перевала, сквозь зыбучий мир, утекающий как песок, постоянно меняющий облики и ополчающийся на пришельцев оскалами хищных тварей. Для одного из парней, родившегося на звездолете, о чем он ещё сам не знает, это путешествием станет возвращением к истокам детства, к собственной колыбельке и бутылочке недопитого молока. Маленькая каюта — второй островок чего-то человеческого после лагеря робинзонов. Остальное на этой планете уже ничем не напоминает человеческое, даже сам звездолет, безмерно громадный, страшный, в своем невольном одиночестве вызывающий ассоциации разве что с полотнами авангардистов начала двадцатого века. Здесь в прорисовке звездолета дикое смешение самых различных стилей, и Матисс и Малевич в едином лице, геометрия непостоянства и хрупкости человеческого бытия в целом.
Мультипликатор Тарасов не пытался создать точную копию-перепев великолепного романа Кира Булычева. Мультфильм — глубоко авторское виденье этой мощнейшей по силе воздействия вещи, затронувшей сердца сотни девчонок и мальчишек в восьмидесятые, своеобразная инъекция космической романтики, не оставшейся неуслышанной. Рок-баллады Александра Градского на стихи Саши Черного, сопровождающие сюжет похода ребят через Перевал, своей мрачной тональностью добавляют неповторимого колорита фонам, составленным из жутковатых картин-аллюзий академика Фоменко, которые изображают пейзаж страшной планеты. Гениальное решение, если честно, наверное на подобное нестандартное виденье были способны только наши советские мультипликаторы.
Советская космическая романтика здесь в данном сюжете претерпевает невиданные доселе трансформации. То есть как бы она здесь присутствует, но уже в минимальных дозах, и тем более никогда она ещё не подавалась именно в таком ракурсе. Авторы мультфильма будто нарочно выворачивают её наизнанку, погружают в ритм совершенно противоположного радужности космических феерий шестидесятых годов нового жанра. Данный фильм — яркий пример стыка фантастики и хоррора, хотя исходный роман полностью был написан в русле научной фантастики.
В 1990 году режиссер Юрий Мороз планировал снять полнометражную экранизацию «Перевала», но безденежье и безнадега того времени убили проект на корню.
Добавить комментарий