Ещё древние подметили; человек вообще не нужен никому ни в этой жизни, ни в той. Одиночество так и остается нашей единственной гаванью, в которой мы ещё как-то можем укрыться, и это действительно страшнее монстров, рвущих кого-то на куски. Посмотрев новый мистический фильм омского кинорежиссера Дениса Павленко, я иронично назвал его лирическим хоррором об одиночестве. Впрочем почему «иронично»? Уместна ли здесь ирония? Ведь кинорежиссер совсем простым языком говорит нам о серьезных вещах бытия, как нашего, так и потустороннего, и недостаток бюджета здесь совсем не причем. Да, почти весь хронометраж на экране один парень, остальные прохожие появляются и исчезают, не играя существенной роли в сюжете. Это почти что монороль; догадаться, что паренек вообще-то призрак и к миру живых уже не имеет отношения, сразу сложновато. Тут, позволю придраться, призрак выглядит чересчур уж живым, но видимо такова была задумка кинорежиссера.
«Беспокойник» потому, что душа неупокоенная. Бродит он по когда-то родным улицам, подходит к избранным прохожим показать свое фото, а они проходят через него, не замечая ничего. Это ему обычные земные заботы уже побоку; броди себе и броди в загробном пространстве, а они-то живы, им торопиться нужно. И вот в такой момент становится страшно оттого, что остро предчувствуешь; наверное и меня ждет то же самое! В этом плане Павленко наследует стиль хорроров, напрямую или косвенно связанных с темой смерти, отголосок знаменитого в начале девяностых годов ужастика «Прикосновение» здесь чувствуется, хоть тот фильм немножко о другом.
Стиль хоррор-притчи в нашем кино временами проскальзывает, смотрите, например, «Я остаюсь» (2006 г.) с Андреем Краско. Там нет вампиров и монстров, но страшно, страшно, когда смотришь те моменты, где загробный проводник (Федор Бондарчук) ведет куда-то группу новоприбывших в иное бытие, покинувших земной мир. О «Я остаюсь» мы еще напишем, потому что по своей зловещей мистической тематике эта картина нашему Клубу очень подходит. К тому же она каким-то образом предсказала судьбу самого же Андрея Краско. Правда в картине он возвращается к жизни, а в жизни умер через несколько месяцев после съемок.
И так не совру, если скажу: мы, рядовые зрители, открыли новый жанр и ему имя «лирический хоррор». Как правило это рассказ о самом сокровенном и насущном земного или потустороннего бытия. При этом страшный колорит никуда не девается. Таковы, например, фильмы Ренаты Литвиновой, особенно «Богиня: Как я полюбила» (2004 г.).
В фильме Павленко парень никак не смирится с тем, что он погиб и стал призраком. Этот момент никак не дает ему уйти в небо. Своей тягой к творчеству, тягой поделиться, парень продлевает свое существование на земле, пусть даже в таком странном виде. Эта неспешная, неброская, странная картина наследует у многих подобных мировых фильмов все самое лучшее, что есть в этом жанре. Это мистическая притча и хоррор, драма и назидание одновременно. Назидание помнить тех, кто рядом еще при жизни, а не тогда, когда близкий человек пересекает границу жизни и смерти навсегда.
Добавить комментарий