После нежданно-фантастического успеха «Шестого чувства», никому не известный молодой режиссер М. Найт Шьямалан взлетел на голливудский Олимп и получил огромный кредит доверия. Теперь важно было закрепить успех, дабы он не казался счастливой случайностью, и талантливый индус взялся за следующий проект, творимый по образу и подобию предыдущего хита. Точнее сюжет был абсолютно другой, но использовались прежние успешные ингредиенты, а именно:
• Популярная тема, представленная в новой стилистической оболочке (в «Шестом чувстве» — мир призраков, в «Неуязвимом» — герои комиксов),
• Незаурядный персонаж «с тайной», в исполнении звездного актера («Шестое чувство» — Брюс Уиллис, «Неуязвимый» — вновь Уиллис + Сэмюэл Л. Джексон),
• В противовес «блокбастерному тренду» почти полный отказ от экшна в угоду филигранно выстроенной мрачной атмосфере,
• Виртуозный полуартхаусный видеоряд, удивительный в восприятии «большого голливудского кино»,
• И конечно, её Величество – Сногсшибательная Развязка, окончательно превращающая картину в уникальный штучный продукт и филигранное произведение искусства.
Удалось ли повторить фурор? К сожалению – нет. Картина практически не окупилась в США, но благодаря мировому прокату всё же не провалилась и принесла прибыль. Но критическое отношение было несравнимо с «Шестым чувством». Сделав всё так же хорошо, Шьямалан не угадал зрительские ожидания. Видимо дело в том, что публика не готова была воспринимать «супергеройскую историю» в антураже обстоятельно-неторопливого драматического триллера. Комиксы для американской публики – это прежде всего продукция Marvel, воплощаемая на экране в виде многомиллионных аттракционов, а не психологических ребусов в хичкоковских традициях. Даже понимая творческий почерк Шьямалана, зрители все равно подсознательно ждали ураганного экшна, взрывов, спецэффектов и прочих «комиксовых» атрибутов, но совсем не камерную драму о внутреннем мире Героя и Злодея.
Вот так режиссер остался верен себе, но разочаровал массовую аудиторию. А по-хорошему при просмотре «Неуязвимого» стоит вообще забыть про комиксоидную основу и воспринимать картину как оригинальный фантастический рассказ про самоидентификацию, с практически совершенной драматургией, венчающейся полным раскрытием темы сочинения. Ужас ситуации в том, что многие люди не знают — кто они по жизни и ради чего топчут землю. Но еще страшнее бывает неожиданно познать собственное «Я» и ужаснуться отражению в зеркале. Ведь быть особенным зачастую не радость, а тяжкое бремя, порождающее коллективное отторжение и одиночество. Узнать о себе всё — так же дико, как заглянуть в будущее и увидеть – как ты умрешь. И именно об этих философских проблемах рассуждает Шьямалан, лишь прикрываясь завесой жанрового кино. Здесь Уиллис совсем не «крепкий орешек», он вновь запутавшийся в себе и в происходящем вокруг печальный персонаж, как и в «Шестом чувстве». А Шьямалан положительно эксплуатирует драматический талант Брюса.
Вполне можно понять тех, кому «Неуязвимый» показался скучной и нудной лентой, они изначально ждали другого, особенно помня тандем Уиллис-Джексон в третьем «Орешке». Вот только второй большой проект индийского самородка – ни разу не боевик и даже крайне специфический триллер, с куда большим уклоном в душещипательную драму, нежели в фантастический хоррор. Поэтому если вы впервые садитесь смотреть «Неуязвимого», будьте готовы к эстетической картине, где каждый эпизод – маленький художественный шедевр сам по себе, которым нужно по-особенному проникнуться с куда более высокой позиции восприятия, нежели с точки зрения очередной экранизации комикса. Пусть далеко не всеми признанная и всеми понятая, но это уже современная классика.
Мне тоже очень нравится. Раньше режиссер сильные фильмы снимал.
Любопытно, что получится у Шьямалана, когда он столкнет героев «Неуязвимого» и «Сплита» в уже объявленном проекте с таким синопсисом. На самом деле понятно, что это в первую очередь коммерческий проект, который возник в принципе из-за больших кассовых сборов «Сплита», но все равно хочется надеяться, что это будет кино по художественному уровню на голову выше поточной комиксовой продукции.