Первый оборотень, как ни странно, появился не в российском кино а в литовском, в мистико-эротическом триллере «Паук» 1991 года. Демонический художник, преследуя юную литовскую девушку — свою ученицу, превращается в страшного паука и изощренно в таком облике домогается её. Как ни странно, сцены с пауком, учитывая обстановку в кино в то время, тем более периферийном, вышли довольно-таки неплохими по визуальному ряду.
Тема оборотней в российском хоррор-кино почти не затронута. Первый фильм на данную тему — «Полнолуние» 1993 года. В дачном элитном поселке происходит череда убийств, все жертвы словно растерзаны диким зверем. Егерь (актер Игорь Ливанов) ведет расследование и в итоге выходит на след человека, переодевающегося в шкуру волка! По всей видимости в эти крайне плохие для кино годы, в эпоху развала всего и вся, снять полноценно оборотня во всей красе не представлялось возможным. В фильме присутствует все же некая особая атмосферность, что не переводит его в разряд совсем уж низкопробного трэша, немало паразитирующего в новом российском кино.
Можно, конечно, сказать, что монстр из ироничного триллера «Люми» (1991 г.) как бы тоже оборотень, но это не совсем так. В этом замечательном фильме, пронизанном тонкой иронией, в общем-то обыгрывается мотив сказки Шарля Перро «Красная шапочка», и действует здесь не совсем оборотень, а волк, якобы переодевающийся человеком.
К сожалению ничего невозможно сказать о фильме «Час оборотня» (1990 г.), потому что все попытки автора статьи найти его и посмотреть не окончились успехом. В начале девяностых фильм активно рекламировался и судя по кадрам, засевшим в памяти, визуальный ряд в фильме для того времени был довольно-таки неплох. Журналист столичной газеты, укушенный собакой, трансформируется по ночам в огромного черного волкодава и терроризирует население маленького городка.
Следующий фильм, о котором тоже почти никто ни знает, «Притяжение или Волчье озеро» (2002 г.), режиссер Василий Сериков. Действие происходит в российской глубинке середины девятнадцатого века, где происходит череда жестоких убийств, которые приезжает расследовать столичный инспектор, но результаты его расследования приводят к совсем другой истине, нежели он ожидал. Корни преступления уводят инспектора в собственное прошлое, где еще будучи детьми, они совершили жестокий поступок, бросили товарища на растерзание волкам, тот же, укушенный волком, в итоге стал оборотнем и начал мстить.
По своей особой атмосферности и по довольно-таки слабеньким спецэффектам, которых здесь впрочем по минимуму, фильм заметно отличается от своих западных собратьев на эту же тему. Во-первых поражает в наших ужастиках то, что режиссеры упорно не желают отбрасывать мысль, и она буквально сквозит в лицах и репликах актеров, явно читавших Станиславского, умный ужастик другого термина здесь не подберешь. Тема искупления, мести, зла, возвращающегося бумерангом, сквозит здесь буквально во всем, а хоррор-тема укрупняет и подсвечивает именно те истины, которые хотели донести авторы. По атмосфере этот фильм ближе к хоррор-экспериментам девяностых и советской киношколе, чем к новым российским ужастикам, начавшим отчет с «Ночного дозора» и делающим ставку уже более на кассу.
Следующий телесериал «Полнолуние» (2004 г.) — являющийся одновременно ремейком «Полнолуния» 1993 года и поставленный тем же режиссером. Видимо поняв, что за десять лет качество спецэффектов заметно продвинулось вперед, режиссер снимает почти тот же сюжет с новыми актерами и стопроцентным оборотнем, а не переодетым человеком. И оборотень в фильме действительно сделан на совесть, но единственный минус — человек был укушен волками, а монстр более производит впечатление инопланетного хищника, чем волка, это немного снижает градус доверия. И все же на данный момент это лучший фильм на тему оборотней, снятый в нашей стране.
Тема оборотней вскользь проскользнула и в «Ночном дозоре» Тимура Бекмамбетова; помните прыжок оборотницы Тиграны в доме ведьмы? Присутствуют оборотни в мистических телесериалах «Убить змея» (2007 г.), «Контора таинственный мир» (2007 г.), «Иное» (2007 г.), «По ту сторону волков» (2002 г.). Ну и наконец недавний телесериал «Луна» (2014 г.), прошедший по каналу СТС; ребята, это позор, не иначе! За тридцать серий оборотни представлены только желтыми глазами с вертикальными зрачками! Процесса трансформации нам так и не показали ни разу, главная страшилка — прародитель всех оборотней, о котором говорят все двадцать девять серий, в последней предстает лишь жалко прорисованной тенью! Появились оборотни и в совсем свежем еще фантастическом триллере «Ночные стражи». Но есть надежда, что эту тему еще талантливо раскроют молодые режиссеры в нашем кино, ждем!
Оборотни в российском кино — фильмография
Паук 1991 (Литва)
Люми 1991
Полнолуние 1993
Час оборотня 1993
Притяжение или волчье озеро 2002
Ночной дозор 2004
По ту сторону волков 2002
Полнолуние 2004
Контора таинственный мир 2007
Убить змея 2007
Иное 2007
Я вас жду 2009
Масакра 2010 (Беларусь)
Оборотень в погонах (Украина)
Луна 2014
Ночные стражи 2016
Добавить комментарий