Хорошо ли обманывать зрителя, выдавая одно за другое? Ну вот например семейную драму за хоррор. Хотя зачастую это зона ответственности не режиссера, а пиарщиков, продвигающих готовый продукт. Фильм ужасов продавать куда удобнее и выгоднее, чем нечто серьезное, но в конце концов и драму можно раскрыть через призму кошмара. «Монстры существуют» — именно такая неоднозначная картина; грустная история о матери и дочери с кровожадным чудищем в центре конфликта.
Режиссер Брайан Бертино уже делал нечто подобное в «Незнакомцах», где пара на грани разрыва Лив Тайлер и Скотт Спидман столкнулась с тремя безликими отморозками. В своей новой работе Бертино исследует трудную семью из мамочки-алкоголички и своенравной доченьки, жизнь которых – кромешный ад и без какой-либо чупакабры. Великовозрастная Кэти всеми силами пытается воздержаться от бутылки, но неизбежно отключается в компании с унитазом. А дочка Лиззи то засыпает в обнимку с пьянющей мамашей, то приставляет ножик к ее горлу. И однажды Кэти и Лиззи едут по важному делу через темный лес и внезапно сбивают выскочившего на шоссе волка. Но дожидаясь службу спасения, дамы с ужасом понимают, что в дикой природе встречаются не только хищные звери, но и немыслимая тварь, жаждущая мяса!
Но монстр для Бертино глубоко вторичен, на первом плане родственная любовь, через силу, через немогу, просто потому, что как может быть иначе у дитя и родителя. Да пусть мама хоть трижды пьянь и гопница, она все равно мать, жизнь давшая и готовая отдать свою за родную кровинушку. И дочка, это в высшей степени не обуза, мешающая бухать и трахаться с залетными дружками, а самое дорогое, что есть на земле. И сие заложено в людях на генетическом уровне, потому в мгновение смертельной опасности они подчиняются не разуму, а чувствам. А пожертвовать собой ради любимого человека возможно главный смысл собственного существования, если так распорядится судьба…
Вот эту нехитрую, но фундаментальную истину доносит Бертино до публики через стилистику старомодного хоррора. В его фильме нет компьютерных эффектов и сверхжестокого визуала. Чудище покажут и не раз, но это лишь усилитель трагедии, а не ее первопричина. Де-факто нам рассказывают о крушении обреченной семьи, и монстр – лишь зеркало неизгладимых пороков «плохой» матери, не сумевшей создать счастливое детство для своей дочурки. «Ты вырастишь, и станешь лучше, чем я» — лейтмотив рассказанной истории о неотвратимости расплаты за грехи и обязательной вере в лучшее будущее для своих детей.
Ну а монстр… Да, он существует, но только ничего не меняет в жестоком мире слабостей и пороков. Пусть он убивает без разбора, лишь утоляя собственный голод, но в смерти любого человека мы силимся искать куда более глубокий смысл, чем он есть. И в гибели эмоционально раскрытых персонажей мы видим драму Человека, а не просто куска мяса, которого кто-то сожрал. Потому «Монстры существуют» — не зоохоррор, не шокер, а драматический триллер, где фантастический элемент – лишь художественный прием. Рекомендуется поклонникам малобюджетного депрессивно-мрачного кино с ярко выраженной моралью.
Добавить комментарий