Учитывая, что за семь минувших лет «Пассажиры» поменяли в своем составе всё кроме названия – от студии и режиссера до исполнителей главных ролей – результату стоит порадоваться. И Крис Пратт, и Дженнифер Лоуренс сегодня – самые «беспроигрышные лошадки» американского кино – осталось разобраться, куда им «бежать» в рамках заданного сценария. А сценарий, безусловно, интересен. Достаточно легко представить себя на месте героя и спросить себя – а что бы сделал я? На какой неделе (месяце, годе) начал бы сходить с ума? Ведь, как ни странно, ситуация в фильме диаметрально противоположна истории «Марсианина»: там герою приходилось сражаться за каждый глоток воздуха, за каждую крупицу тепла, за каждую картофелину. А пассажир Джим окружен комфортом (в рамках купленного билета), у него есть теплая постель, душ, питание и даже бар с роботом-барменом для разговоров по душам. Другими словами – если героя «Марсианина» закаляли препятствия, то герой «Пассажиров» — напротив, с первого дня после пробуждения в опасности как раз из-за отсутствия бытовых препятствий. С первым уровнем пирамиды потребностей Маслоу у него все в порядке, а вот забраться повыше – проблема. Поговорить-то не с кем (робо-бармен не в счет).
Сценарий делает довольно смелый ход, предлагая нам болеть за парня, совершающего понятный в его ситуации, но все же гадкий поступок. Не вдаваясь в спойлеры, скажем только, что нагрянувшая на корабль техногенная катастрофа, сплотившая героев, это, прямо скажем, самый легкий путь. А если бы не было катастрофы? А если бы герои так и жили, словно пауки в банке? Поубивали бы друг друга? Вот вопрос…
Что ж, в конце концов, герои фильма и правда не капитаны, и не первооткрыватели, и даже не колонисты – пока. Они – «пассажиры». А наблюдать за пассажирами – дело скучноватое… Пока айсберг (или астероид) не покажется на горизонте… Но как только опасность миновала, и дыры заштопаны… нам снова нечем себя занять. Кроме собственной жизни…
Глянцевые картинки идеального космического корабля отвлекают от моральных дилемм – уж слишком все начищено, сияет чистотой и радует глаз дизайном. Как тут не вспомнить мультфильм про «ВАЛЛ-И» довольно близкий к «Пассажирам» сюжетно. В обоих фильмах Землю загадили, так что приходится лететь на новую планету. В обоих фильмах суперсовременный корабль предлагает пассажирам комфорт и расслабление («у нас есть бассейн?») И даже кадры героев на выходе из корабля на краю безграничного космоса почти один в один.
И вот тут-то, на стыке конфликта «ВАЛЛ-И» с конфликтом «Пассажиров», и кроется главная сюжетная закавыка. В «ВАЛЛ-И» корабль (точнее его искусственный интеллект) в лучших традициях «Космической одиссеи 2001» и «Чужого» бросает вызов людям. «Пассажиры» почти весь фильм идут на грани фола – они пробудились сами, или это подстроил сам корабль? Душевный робо-бармен просто так выдает чужие секреты, или прячет за дежурной улыбкой ненависть к своим хозяевам? И вообще, хочет ли всесильная корпорация, чтобы ее груз в пять тысяч человек долетел до цели, и есть ли она – эта новая «Земля-2»?
Ответы обескураживают, как и то, что на корабле, рассчитанном на несколько тысяч человек оказывается всего одна (!) медицинская капсула. И что главный постулат «заснуть обратно нельзя» оказывается столь некатегоричным. И что все закончилось именно так, как хочется сценаристу… Ведь в глубине души и правда обидно, что большинство из нас – совсем не капитаны, а лишь пассажиры, посматривающие на часы – сколько там нам еще лететь (точнее, жить) осталось? Долго? Значит, опять в кино сходим…
Вот здесь тот случай, когда при всех сценарно-смысловых недоработках фильм всё равно оцениваешь высоко, ибо суммарно плюсов у него больше, чем минусов. Но вот что хочется добавить, во избежании неверных ожиданий; при впечатляющих элементах фильма-катастрофы и триллера, «Пассажиры» — именно космическая мелодрама и ничто другое…