Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Совесть на продажу — рецензия на роман «Адвокат дьявола» и его экранизацию

 
Аль Пачино в образе Сатаны

Аль Пачино в образе Сатаны

«Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов» — сказал Дьявол, поясняя Твари Дрожащей, почему Он всесилен, а чЕЛОВЕЧЕК не только слаб, но и безнадежно порочен. Зло – это фундаментальная основа бытия, а масса смертных поклоняется ему, бессовестно существуя только ради удовольствий и не гнушаясь подлостей для их достижения. Да и неважно, насколько проявляет себя Сатана, царствуя на земле в человечьем обличии. Главное, что Он живет в сердцах как законченных подонков так и благопристойных граждан, бесконечно искушая и испытывая их. Но у каждого разумного существа есть свобода выбора, и Люцифер не может заставить быть с ним; он может лишь предлагать, но чертовски соблазнительно и убедительно…

В начале было Слово, и у «Адвоката дьявола» в том числе, так как сценарий знаменитого фильма не является оригинальным драматическим произведением. За семь лет до выхода картины писатель Эндрю Найдерман опубликовал одноименный роман. Книга не имела сногсшибательного успеха, став лишь одной из многочисленных неплохо продаваемых работ автора, но к счастью попала в руки талантливым кинематографистам, сценаристам Тони Гилрою, Джонатану Лемкину и режиссеру Тейлору Хэкфорду. Синематворцы значительно переработали оригинал, выпустив феерический мистический триллер, ставший мировым хитом. Книга была куда скромнее по сюжетному размаху, пусть и содержала те же злободневные мысли и черную иронию о том, что отнюдь не Бог – владыка мира. И на фоне яркой помотивной экранизации роман канул в забвение, хотя заслуживает внимание библиофилов потому, что во многом отличается от фильма.

Адвокат Дьявола в исполнении Киану Ривза

Адвокат Дьявола в исполнении Киану Ривза

Выиграв щекотливый уголовный процесс, где подсудимый был явно виновен, молодой провинциальный адвокат Кевин Тейлор получает неожиданное предложение от богатой нью-йоркской конторы. Ее владелец предлагает неприлично большие деньги и роскошную квартиру за то, чтобы Кевин стал штатным юристом «Джона Милтона и партнеров». Недолго думая, Тейлор соглашается, понимая, что такое счастье выпадает лишь раз. Но как известно, огромную зарплату просто так нигде не платят, и фирма хочет не только время и опыт Кевина, но и его совесть с душой в придачу…

Если ничего не знать о мистической подоплеке, то по ходу чтения можно предположить, что Дьявол в названии – лишь метафора. Ведь на протяжении большей части повествования мы наблюдаем юридический детектив с параноидальными элементами. Первой трактовкой понятия «дьявол» может быть сама суть работы адвоката по уголовным делам, когда приходится защищать не только ошибочно обвиненных, но и стопроцентных злодеев, всеми силами пытающихся уйти от правосудия. Посему юрист по роду деятельности зачастую выступает совсем не богоугодником, но такова профессия, где руководствуешься государственными, а не библейскими законами. И адвокат – такой же винтик Системы, как и прокурор с присяжными и судьей. А что Система несовершенна и позволяет на законных основаниях выгораживать моральных чудовищ – не их ответственность и вина.

Ожившее панно в обители Люцифера

Ожившее панно в обители Люцифера

Вторая возможна трактовка «дьявола» — это непосредственно личность хозяина адвокатской конторы, могущественного Джона Милтона. С одной стороны в нем можно видеть сильного юриста и бизнесмена, имеющего обширные связи и рычаги власти, благодаря которым фирма успешна и непоколебима. С другой же стороны Милтона можно считать по этическим критериям исчадием ада, специализирующимся на неизменно успешной защите отъявленных негодяев. Но в обоих случаях Джон – всего лишь человек, верящий в свое дело и выполняющий его на отлично, в силу мудрости, опыта, таланта и везения. А каждому его подчиненному нужно лишь решить; по пути ли ему с боссом? Если да, то вот они – большие деньги и громкий успех, а если нет, то стоит найти иную работу и засыпать с чистой совестью.

Впрочем на волне мировой известности экранизации нет смысла утверждать, что Дьявол в романе – лишь образ, за которым стоят сугубо реалистичные баталии внутри себя и в зале суда. Сатана окажется именно тем, кем зовется, и роман в развязке обретет библейские мотивы и философский смысл, освещающий извечную борьбу Добра и Зла на земле и на небе. Хотя до финальной точки книга оставляет в себе мрачную иронию, что в людском обществе всемогущий Дьявол все равно вынужден играть по юридическим правилам, а его победы лишь говорят в пользу двусмысленности, порочности и шаткости действующих законов.

Теоретически роман поддавался дословной экранизации, так как написан по формуле традиционного мистического детектива, пусть и с самобытным мизантропским финалом. Но большой голливудский режиссер-интеллектуал Тейлор Хэкфорд задумал амбициозный проект, существенно расширив рамки изначального повествования и максимально усилив сатирические, эротические и философские аспекты оригинала. В результате потенциально камерный «Адвокат дьявола» прекратился в размашистый и зрелищный ироничный триллер, с практически идеальным балансом смыслового и визуального.

прекрасная Шарлиз Терон в роли супруги адвоката

прекрасная Шарлиз Терон в роли супруги адвоката

Говоря в первую очередь о чувственно-сексуальной линии фильма, необходимо вспомнить оба основных персонажа, Люцифера и его законника. Если в книге Джон Милтон в большей степени теневая фигура, этакий серый кардинал, о котором много говорят, но нечасто демонстрируют, то в экранизации Дьявол более чем заметен в экспрессивном исполнении Аль Пачино. Причем важно понимать, что кричаще-эмоциональный образ отнюдь не выписан под манеру игры Пачино, а является точной кинематографичной трактовкой персонажа в рамках рассказываемой истории. Сатана нахален, похотлив и упивается тем, что окружающие воспринимают это как «нормальное» поведение типичного миллионера. В фильме нет половых сцен с участием Дьявола, но его гиперсексуальность бьет ключом в каждом эпизоде, что кульминируется ответом на вопрос об отсутствии кровати в пентхаусе Милтона; «А где же он трахается?» — «Да везде!»

Что же касаемо молодого перспективного адвоката Кевина с лицом и пластикой Киану Ривза, то ему достались отнюдь не закадровые жаркие сцены. Причем в книге Кевин «галлюцинировал», со стороны наблюдая, как милая супруга неистово сношается с его зловещим двойником. В фильме же героя Ривза «плющит» по-другому; он нежно входит в скромную женушку с юным телом Шарлиз Терон, но в процессе обнаруживает, что сексуется со зрелой тайножеланной коллегой в исполнении Конни Нельсен. И ведь это отнюдь не происки Дьявола, а неприкрытая правда истинных желаний Кевина. Да, он любит свою жену, но физически хочет другую, что и воплощается не в мистической, как таковой, а в психологической эротической сцене. Режиссер не стесняется «клубнички», как неотъемлемого элемента повествования, и помимо прелестей упомянутых Терон и Нельсен, мы увидим и других актрис почти в чем мать родила, в контексте полного соответствия художественной задумке.

Адвокат дьявола - кадр 5

Конни Нельсен в образе искусительницы

Анализируя сатирическую окраску «Адвоката дьявола» стоит отметить, что следуя замыслу книги, фильм по сравнению с ней еще ярче и пошлее изображает изнанку судебной системы. Забавно защищать подсудимого, который прямо на заседании мастурбирует, слушая показания потерпевшей, в домогательствах к которой его обвиняют. Или приходить к другому подзащитному, размахивающему пистолетом, которому инкриминируют умышленное убийство из огнестрельного оружия. Причем это примеры неприкрыто саркастических эпизодов, при наличии в картине богатой тонкой иронии в речах и поведении Сатаны и его приспешников, откровенно глумящихся над тем, что жизнь на Земле куда похлеще, чем в Аду.

Главенствующая же философия истории заключается в том, что над подобным состоянием дел в современном социуме нужно не хихикать, а слезы лить. О каком ПРАВОсудии может идти речь, если исход судебного разбирательства упирается не в реальную вину/невиновность подозреваемого, а в уровень квалификации и властно-финансовые возможности Обвинителя и Защитника? Правда у того, кто сильнее, хитрее и изворотливее в буквальном смысле, что подтверждает осознанный выбор Человека Разумного на чьей стороне играть; Чёрта или Бога? Хочешь ли ты быть чистым душой, но бедным и бесславным? Или же в упор не видеть Библию да и вообще не чувствовать внутреннюю мораль понимания Добра и Зла, а руководствоваться лишь низменными инстинктами в их высшей степени?

Посему совесть сейчас – хорошо и легко продаваемый товар, который по карману не только Дьяволу, а любому ушлому дельцу с подвешенным языком, пообещавшему место под солнцем, а на деле давшему лишь один его лучик. Обман ли это? Да пожалуй нет, ибо мы сами обманываться рады, интуитивно понимая, за что будут платить такие деньги, и просто ликуя от того, что нам сделали подобное предложение. И прочитав/посмотрев «Адвоката дьявола» мы праведно возмутимся алчным безнравственным персонажам, осудим их деяния и желания, но сами украдкой посмотрим на телефон в надежде «А вдруг сейчас позвонят и предложат лучшую в мире работу? И я стану богатым и знаменитым!» Ведь тщеславие – любимый грех не только хозяина преисподней…

Страница книги «Адвокат дьявола» в КЛУБ-КРИКе

Страница фильма «Адвокат дьявола» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 2