Не стану скрывать, мне нравится творчество Дэвида ДеКото и уверен, что не только мне. Правда это касается в большей степени его ранних фильмов, когда он снимал дёшево, но сердито, пробовал себя в разных жанрах, соглашаясь, как и все режиссёры b-movie, и на наёмную работу. Поначалу ничего не предвещало наступления некоего творческого катаклизма и казалось, что режиссёр всегда будет снимать так, как в первые 10 лет. Однако случилось страшное, и талант ДеКото угас, в результате чего некогда успешный автор стал снимать халтуру за халтурой, а позднее и вовсе гомоужастики. Тем не менее, редкие фильмы всё-таки представляют интерес, как например 10 часть «Повелителя кукол» или же «Гензель и Гретель: Борцы с колдовством». «Колодец и маятник» тоже выделяется на общем безрадостном фоне хотя бы присутствующей в нём эротикой, которая немало скрашивает гомоэлементы фильма. Касательно последнего стоит сказать, что гомосексуализм тут не такой навязчивый, как в «Братстве», «Пиявках» и тому подобных фильмах. Его вполне способен перенести среднестатистический зритель, так как камера не останавливает свой взор на голых торсах парней. Тем более наряду с геями тут есть и лесбосцены, а злодейка, которую играет вполне зрелая Лориэлль Нью, немало появляется в стрингах и топлесс, демонстрируя очень неплохую фигуру. Да и прочие актрисы весьма симпатичны, жаль не раздеваются (среди них, кстати, мисс Аризона-2004 Даниэль Демски).
Как вы уже могли догадаться, этот фильм не является экранизацией произведения Эдгара По. Это скорее фантазия на тему, и вполне простительная, ведь фантазировал на тему Ашера выдающийся китч-режиссёр Кен Рассел, так почему нельзя ДеКото? Другое дело как фантазировать. Что привнести в историю по мотивам классики? ДеКото, к его чести, придумал неплохую историю о докторе, проводившем жестокие психологические эксперименты, в том числе и на своих детях, и его дочь позднее последовала папочкиному примеру, тоже заинтересовавшись психологией боли. Ещё в фильме звучит хорошее фортепианное соло Джерри Ламберта, начавшего свою карьеру композитора с саундтрека к недооценённой трэш-пародии «Техасская резня бензопилой 2«, и позднее ставшего штатным композитором ДеКото в его поздних фильмах. Причём сложно сказать, чего в фильме больше – связной истории, идущей по проторенным рельсам b-movie, или сюрреалистического бреда, полного образов, тайн, загадок.
В «Колодце и маятнике» отсутствуют плохо поставленные сцены убийств, как в «Ярости гризли«, нет никаких вспышек и наклонной камеры (а ведь снимал опять Ховард Уэкслер!). Режиссёр не стремится создать хоррор (что и стало главным минусом «Ярости гризли», в общем-то смотрибельного фильма), не старается напугать внезапно выскочившим из кустов маньяком, или же всякими колдунами, проводящими свои гнусные ритуалы. Он, напротив, создаёт безрадостную атмосферу необычных опытов, изломанной психики дочери усопшего доктора (моментами вспоминается более талантливый триллер «Воскрешение Каина»), дома, полного болезненных тайн. Что такое боль? Физическое ли явление или психическое? Есть ли у неё границы и что за ними? Часы, методично отсчитывающие время, пробуждающиеся тайные желания в героях, их обращённость на лиц своего же пола, как на свои отражения. И маятник, поставивший в фильме эффектную точку.
«Колодец и маятник», возможно, единственный фильм ДеКото (не считая, конечно, таких фильмов, как «Скелеты»), где гомосексуальность можно оправдать, ведь показана она, повторюсь, ненавязчиво. Психологические опыты извлекают из колодца души ранее неведомые желания, психика героев меняется, а метроном неумолимо отсчитывает ход времени, а ведь время — это тоже боль, как говорилось в гениальном фильме Вима Вендерса «Так далеко, так близко».
Начиная смотреть «Колодец и маятник», я не думал, что он представляет собой что-то ценное и собирался выключить, не дойдя до середины, поставив фильму максимум 3, а в итоге досмотрел до конца, о чём абсолютно не жалею. Вполне можно сказать, что «Колодец и маятник» много хуже одноимённого рассказа Эдгара По или же талантливых фантазий Кена Рассела, однако в рамках недорогого камерного цифрового фильма это совсем не провал. Тут нет спецэффектов, мистического зла, молодые герои не ведут типично молодёжные разговоры, а больше заумные, однако радует обращённость ДеКото вглубь человеческой психики, дабы отыскать таящихся там демонов. Нельзя сказать, что у ДеКото получилось копнуть слишком глубоко, однако при просмотре его фильма не создаётся ощущения, что он был снят только лишь чтобы отбить свой бюджет, да потешить увядающее либидо режиссёра полуголыми парнями. Что-то в нём есть, и это что-то не даёт поставить низкую оценку.
Особенно же этот фильм выигрывает на фоне «Падения дома Ашеров», снятого ДеКото в этом же году. Как будто ДеКото решил создать антипод «Колодца и маятника», ибо тот фильм ни в коем случае нельзя назвать фантазией. Это плоская порнушка, где все ужасы смехотворны, а гомоэротики нет ни конца, ни края. Поэтому ту спекуляцию на святом имени Эдгара По надо сжечь до негатива, а вот «Колодец…» всячески рекомендовать тем, кто хочет увидеть необычную сюрреалистическую фантазию в рамках малобюджетного кино.
7
8 — 9. 08. 2016
Замечательно удалось рассказать о фильме. Даже не ожидал, что он получился лучше, чем я думал перед чтением 🙂