«Серебряная пуля» — фильм, который стал первой полноценной экранизацией известного писателя Стивена Кинга в большом кино. Почему я считаю его «полноценной» экранизацией? Да потому, что это первая кино адаптация мэтра, к которой он самолично написал полноценный сценарий. Если во всех предыдущих экранизациях исходный текст первоисточника адаптировался совершенно другими сценаристами, то именно в «Серебряной пуле» писатель решил попробовать свои силы на территории съёмочной площадки. Продюсировать фильм взялся легендарный Дино Де Лаурентис, выделивший на съёмки неплохие семь миллионов долларов, а режиссуру доверили телевизионному постановщику Дэнниэлу Эттиэсу для которого «Пуля» стала первым и последним полнометражным фильмом в режиссёрской карьере, так как впоследствии Эттиэс вновь вернулся в сериалы, где вполне неплохо чувствует себя и по сей день. Тут надо сказать, что мне довольно обидно за Дэнниэла, потому что у этого режиссёра явно присутствовал потенциал выбиться в список больших голливудских имен, как это некогда успешно проделали Джон Лэндис и Джо Данте, аналогичным образом открыв себя родимых для большого кино при помощи незамысловатых страшилок об оборотнях. Работа, проделанная режиссёром над рассматриваемой лентой, действительно достойна внимания зрителя, ведь снято и разыграно всё и в самом деле очень качественно.
Что прямо таки колоссально выделяет работу Эттиэса среди уймы подобных кинополотен, так это поразительно грамотная жерновая сбалансированность. «Пуле» удаётся объединить в себе не только душераздирающий ужас и леденящую сознание жуть, но и живую, убедительную драму, формирующуюся за счёт продемонстрированных отношений между ведущими персонажами фильма. Стивен Кинг очень ловко и умело адаптировал для широкого экрана свой относительно небольшой рассказ, написав интересный и увлекательный сценарий. История подана ровно, кинематографически грамотно и главное, совершенно незатянуто, как это частенько бывает с другими экранизациями Кинга. Но помимо отличного сценария, необходимо выделить и крепкую, старательную работу режиссера. Эттиэс явно очень хорошо разбирается в саспенсе, потому как напряжения фильму не занимать; все эпизоды появления оборотня поставлены выше всяких похвал. Дэнниэл не только знает, как подготовить зрителя к чему-то страшному как следует, снабдив фильм мучительным ожиданием, но и отлично справляется с экшеном. Если огромное мохнатое чудовище рвёт на куски кого-то из персонажей, то нам демонстрируется это во всех мелких подробностях, причём с прекрасной работой оператора и монтажёра. Глядя на всю эту пугающую жанровую красоту, становится тем более печально, что постановщик впоследствии не возвращался к полному метру. Но хоррор — это далеко не единственная позитивная сторона «Серебряной пули». Поскольку в сценаристах у нас сам Стивен Кинг, вполне логично ожидать от ленты присутствия интересных, живых персонажей, с индивидуальными и уникальными чертами характера. И скажу я вам, по этому фронту нет ни малейшей претензии. Герои картины впечатляют своей выпуклостью и разносторонностью, диалоги пронизаны реализмом и естественностью. В ленте нет абсолютно положительных персонажей, точно также как нет и отрицательных. Даже оборотень в искромётном исполнении Эверета МакГилла показан существом крайне противоречивым. Взять хотя бы его ницшеанскую речь о смертном грехе суицида, от которого он спас пытавшуюся покончить с собой беременную, разорвав её на куски. Преподобный Лестер Лоу раскрыт гораздо глубже и детальнее, чем на страницах книги, в какой-то момент ты даже сопереживаешь этому проклятому сатанинскими силами священнослужителю. С другой стороны, в отличие от книги, герой МакГилла знает о своей одержимости с самого начала, а также помнит некоторые из деталей, совершенные им во время ночных рейдов, что лишь вносит ещё больше противоречий в персонаж. В этом отношении Кинг не только не обрезал, но напротив, обогатил оригинальный первоисточник, которым, как мы помним, был достаточно короткий рассказ «Цикл оборотня». Лучше раскрыт и главный герой Марти с его находчивой и умной старшей сестрой Джейн, которая в книге была обычной нюней. А уж как хорош второплановик Гарри Бьюзи, сыгравший простоватого, но очень доброго и любящего дядю Рэда, пожалуй, лучшая роль актёра. Персонаж не только забавен и энергичен, но и искренне симпатичен, даже, несмотря на пристрастие к алкогольным напиткам.
Известный композитор Джей Чэтуэй создал стильный электронный саундтрек, замечательно передающий настроение ушедшей эпохи восьмидесятых годов. Причём музыка распределена просто фантастически грамотно; в сценах нападения монстра играют резкие синтезаторные баритоны, эпизоды драмы сопровождаются грустной и трогательной музыкой, когда же оператор демонстрирует нам живописные пейзажи сонной американской глубинки, Чэттуэй создаёт звук великолепия и волшебства. Не подкачала и визуальная сторона. Действие фильма показано очень масштабно и красиво, прямо таки чувствуешь, как тебя окружает весь этот сельский колорит Северной Америки первой половины восьмидесятых (хотя, по сценарию у нас семидесятые) годов прошлого столетия. Оператор Армандо Наннуцци нашёл замечательный баланс между демонстрацией обычного деревенского колорита и тёмной, гнетущей атмосферой потустороннего ужаса, исходящего из недр тёмных, тысячелетних индейских лесов. Один из сильнейших аспектов этой работы в том, что постановщику удалось создать ощущение угрозы, которое исходит не столько от монстра, сколько от самой местности, в которой он охотится. Благодаря отличному саспенсу, по просмотру ты не знаешь, где и когда ожидать очередной кровавой вылазки клыкастого чудовища. Заслуживают доброго слова крепко поставленные сцены экшена и динамики. В фильме их немного, но все они смотрятся на одном дыхании благодаря органичной совместной работе монтажёра и оператора. Будь то неудачная попытка охотников изловить зверя, преследование паренька осатаневшим святошей посреди безлюдного шоссе или же финальный выход вервольфа; при просмотре тебе гарантирована порция чистого и здорового адреналина. Довольно редко хоррору удаётся сочетать в себе как ужасающую оторопь, так и захватывающее, драйвовое действие.
Сам оборотень, созданный гениальным гуру специальных эффектов Карло Рамбальди, получился несколько плюшевым и дружелюбным с визуальной точки зрения, что, на мой взгляд, немножко портит серьёзнейший и зловещий тон картины, да и внешне он больше похож на медведя, чем на волка. Не хватает кровожадному перевёртышу выражения злости и ненависти, которые он олицетворяет. Сделай гримёры что-то более враждебное, в стиле «Воя» или «Зловещей луны», фильм бы от этого только выиграл. К тому же, показывают монстра просто преступно мало и убивают его довольно быстро, даже не дав ему толком похулиганить в завершающем акте. Но этим, впрочем, грешил и рассказ, причём грешил даже посильнее фильма. В завершении обзора хочу сказать, что лента Эттиэса мне без всяких преувеличений не просто понравилась, но и заставила проникнуться к себе настоящей любовью. «Серебряная пуля» является одним из лучших фильмов об оборотнях и великолепно сделанным фильмом ужасов, способным даже в нынешние годы обрадовать любителей жанра талантливым подходом и качественным исполнением. Если вы ищите отличный фильм ужасов или крепкий фильм об оборотне, ну или же жаждите насладиться достойной экранизацией Стивена Кинга, которых, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки – «Серебряная пуля» несомненно, ваш безошибочный выбор.







(4,00 из 5)
Для меня это тот редчайший случай, когда экранизация Кинга нравится куда больше оригинала Кинга. Рецензия очень обстоятельная, спасибо за текст!
«Серебряная пуля» и «Американский оборотень в Лондоне» — лучшие образцы хорроров про вервольфов.
Отлично написано. Действительно, Кинг показал себя еще и грамотным сценаристом, дополнив и украсив первоначальный мини-рассказ до такой степени, что фильм, снятый по книге, до сих пор составляет достойную конкуренцию более поздним работам куда более известных постановщиков.