Когда-то давным-давно слово «Терминатор» у каждого мало-мальски осведомлённого киномана вызывало исключительно положительные чувства великолепной научно-фантастической франшизы, основанной на блестяще проработанной концепции путешествия во времени, приправленной грандиозными революционными спецэффектами и наполненной великолепной атмосферой ужаса человека перед неизвестностью перспектив завтрашнего дня. Сначала, в 1984-ом году, тогда ещё малоизвестный режиссёр Джеймс Камерон за смехотворную даже для того времени года сумму денег в шесть миллионов долларов, сумел создать потрясающий научно-фантастический триллер, о безжалостной машине-убийце, прибывшей из далёкого будущего, в котором удивительно гармонично сочетались самые разные жанры, начиная фантастикой и драмой и заканчивая самым что ни на есть хоррором.
Картина оказалась настолько революционной, что уже в день премьеры моментально обессмертила имя тогда никому неизвестного молодого режиссёра, сделав из него голливудского кинотворца первого эшелона. Спустя семь лет всё тот же Джеймс Камерон, теперь уже вооружённый как накопленным опытом, так и большим бюджетом создаёт прямое продолжение своего хита, которым полностью разрывает кинематографичное правило того, что сиквел всегда оказывается хуже предшественника. Постановщик сотворил грандиозный по масштабу и техническому исполнению, и в то же самое время интеллектуальный и атмосферный блокбастер невиданных для своего времени масштабов. К несчастью, сегодня зрителю лишь остаётся со слезами на глазах махать рукой в сторону этих замечательных дней с ловами «Hasta la vista, baby». Тот факт, что те годы, в которые кино могло эволюционировать не только по части новаторства спецэффектов, но и по части новаторства сценарной драматургии и режиссёрского виденья, остались уже давно позади, ежедневно всё продолжает и продолжает подтверждаться созданием всё новых и новых провальных сиквелов и ремейков, всё также неизменно пытающихся эксплуатировать ставшие для многих культовыми бренды и образы.
Вот и очередная (уже третья к слову) попытка реанимировать казалось бы, окончательно почившую франшизу о непобедимом киборге из далёкого будущего. Оказавшийся у руля сериальный телережиссер Алан Тейлор всеми силами пытается показать зрителю, что он действительно смотрел первые два фильма Джеймса Камерона, покадрово переснимая оттуда целые сцены, а также буквально каждую минуту вставляя в диалоги уже ставшие мемичными культовые фразы, типа «Пойдём со мной, если хочешь жить». Но именно этим его режиссёрские навыки, в общем-то, и ограничиваются. Как и его предыдущая полнометражная работа в большом кино «Тор: Царство тьмы», новый «Терминатор» грешит огромным количеством неожиданных сюжетных поворотов, которые либо не имеют никакого логичного объяснения, либо просто ведут сюжет в никуда. Тейлор активно повторяет все те же самые режиссёрские приёмы второго «Тора», которые, к сожалению, никоим образом не помогают новому фильму о киборге-убийце. Одно дело, когда ты снимаешь глупый подростковый комикс, но вот жанр техно-триллера с элементами драмы и ужасов (коими к слову были первые два фильма франшизы) это совершенно другое.
И похоже, что Тейлору всё-таки удалось наконец-то окончательно убить агонизирующую ещё с далёкого 1991-го года франшизу, когда её более чем логично завершил её же создатель Джеймс Камерон. Новый «Терминатор» поставлен настолько безлико, сумбурно, и неизобретательно, что его художественная ценность упала даже ниже, чем у совсем уж неприлично коммерческих «Трансформеров» и «Броска кобры», которые несмотря на всю свою бестолковость, по крайней мере никогда не посягали на величественный первоисточник. В картине действительно много экшена, который вовсю пытается казаться максимально разнообразным и навороченным, начиная от ставших классикой покатушках на машинах, сопровождаемых обязательной пальбой, заканчивая прыжками с огромной высоты прямо на полости вертолёта с его последующим крушением. Проблема в том, что во всей этой яркой неразберихе абсолютно не чувствуется даже самого крошечного намёка на ужас перед происходящим. Главные герои, ровно как и злодеи, воспринимаются как персонажи абсолютно детского мультипликационного сериала в стиле «Приключений Джеки Чана» или даже «Чудес на виражах».
Есть чёткое разделение на полностью хороших с «хорошими» диалогами о спасении мира и полностью плохих с «плохими» диалогами об уничтожении всё того же мира. Я не буду ничего говорить об актёрских талантах всяких там Эмилий Кларк и Джеев Кортни, которые лично мне абсолютно незнакомы, ибо сериалами я никогда серьёзно не увлекался. Не буду я и в подробностях разбирать созданные сими лицедеями экранные образы, я лишь скажу, что сыгранные ими персонажи — это не более чем набор примитивных стереотипов и жанровых клише, которые, опять же, куда более приемлемы для детских сериальных мультфильмов вроде «Чёрного плаща», но уж никак не для полнометражного большого кино. За такими персонажами нет никакого интереса наблюдать, по причине того, что ты с самого начала знаешь, что каждый из них скажет, и как каждый из них себя поведёт, ведь всё это уже неоднократно видено в десятках, если даже не сотнях, подобного рода низкопробных коммерческих лентах. Не впечатлил и переметнувшийся на сторону зла Джон Коннор, потому как никакого видимого и яркого контраста между его сперва добрым, а затем злым амплуа, в картине просто не наблюдается: всё «добро» персонажа ограничивается пафосной речью о необходимости борьбы за свободу подрастающих поколений, в то время как «зло» выливается в не менее пафосные демагогии о (of course!!!) захвате мира. И даже изо всех сил старающийся запомниться зрителю Арнольд Шварценеггер, являет из себя не более чем простую и безвкусную самопародию, выливающуюся в крайне надоедливое дуракаваляние в стиле шварценеггеровского же Мистера Фриза из бессмертного «Бэтмен и Робин».
Помнится, практически во всех интервью о создании нового фильма, данных Арнольдом Шварценеггером, стальной ариец буквально крыл матом режиссёра МакДжи за его «Терминатора-4», который полностью оставив территорию попкорна и плоских сортирных шуток, попытался вновь придать серии лицо серьёзности и мрачности, коими был особо перенасыщен оригинальный фильм 1984-го года. Но как впоследствии показало время, именно МакДжи и оказался наиболее вменяемым и понимающим материал, приемником наследия Джеймса Камерона. Ведь из всех режиссёров, бравшихся за безуспешные попытки продолжить славную дилогию, только МакДжи нашёл в себе смелость наплевать на веяния моды и любовь современного зрителя к попсе и создал достаточно крепкий и атмосферный техно-триллер с пост-апокалиптическим фоном, где даже нашлось место хорошим актёрским работам и вполне свежей и оригинальной для франшизы идеи «человек в машине». Ну а что же «Терминатор: Генезис»? Есть ли здесь хотя бы какие-то идеи? Я не говорю «свежие идеи», я говорю «просто идеи»? Нет. У ленты, как и у провального «Восстания машин», банально отсутствует драматургический стержень; нам просто показывают кучу малосвязанных между собой экшн-эпизодов, которые время от времени прерываются на бесполезные разговоры молодых неинтересных актёров с изрядно постаревшим Арнольдом. Герои бегают только ради того чтобы бегать, стреляют только ради того чтобы стрелять, по сути, у них даже нет конкретной цели. Что касается сценарного хода со стареющим киборгом, то могу сказать, что он не только бессмысленный и абсурдный, но ещё и вторичный, ведь всё это опять же, уже видено («Двухсотлетий человек» Криса Коламбуса).
Даже визуально фильм Тейлора не привнёс ничего нового, а всего-навсего предоставил аудитории вполне стандартный набор из скучных компьютерных спецэффектов, посредственной операторской работы и весьма предсказуемых примитивных боевых сцен с десятиметровыми полётами после ударов кулаками. Да и уменьшенный на 45 миллионов со времён предыдущего фильма бюджет даёт о себе знать. С одной стороны вполне неплохо удались сцены с «молодым» компьютерным Арнольдом и новым Т-1000, с другой откровенно малобюджетные трансформации Джона Коннора и совсем уж по дилетантски поставленная открывающая сцена сражения с машинами, технически выполненная примерно на том же уровне, что и открывающее сражение из опуса под названием «Звёздный десант-2: Герой федерации». Окончательный гвоздь в крышку гроба вбил детский возрастной рейтинг PG-13, моментально отпугнувший любителей бескомпромиссного и брутального кино, то же «Восстание машин», несмотря на шизофренический сюжет и бестолковую режиссуру, по крайней мере сохраняло лицо олдскульного боевика, благодаря присутствовавшим там кровавым сценам насилия и крепких матерных словечек. Новый же фильм оказался совсем безобидным и «домашним», полностью трансформировав (такая вот суровая тавтология) некогда жестокий, умный и по настоящему страшный фильм в очередной бездушный чисто коммерческий проект.
В итоге: перед нами очередное, сугубо денежное кино, чьей единственной задачей является заполнение максимально крупными цифрами графы «Кассовые сборы». Пройдёт год или два и о существовании «Генезиса» будут помнить только самые преданные поклонники и фанаты, среди остальных же это творение будет благополучно забыто. И как бы сильно этот полуремейк-полусиквел не подмигивал зрителю относительно оригиналов, ему так и не удалось приблизиться по качеству исполнения даже к «Восстанию машин», а уж равняясь на дилогию Камерона – очередной предсказуемый провал.







(4,00 из 5)
Мне, как фанату франшизы, фильм по-своему понравился, но по сути в данной рецензии всё правильно отражено, если судить фильм совсем уж строго.
Мне тоже понравился, в отличие от 3 и 4 частей.
Всё по делу написано. Очень совпадают мысли с моими собственными. Я благосклонно отнёсся к фильму лишь по двум причинам: снова Арни на экране в образе терминатора и заново воссозданные несколько сцен из первых двух частей заслуживают уважения своей старательностью. В остальном – мультяшная развлекалка очень-очень далёкая от дилогии Кэмерона во всех смыслах и ужасно исковеркавшая персонажей оттуда. Плюс ещё актёры плохо играют и плохо подобраны. Новый Кайл Риз – вообще, что это было?! Холёный, сытый, тренированный здоровяк больше терминатора и с такой же мимикой – это же полная противоположность персонажа, какого сыграл Майкл Бьен – поджарый, шустрый, всегда на стороже, как волк, достоверно похожий на солдата из жуткого будущего, выросшего в катакомбах, где всюду бродят механические убийцы, который живёт с постоянным страхом внутри и странной, но согревающей любовью к женщине с фотографии, которую ему никогда не встретить, ведь она из другого мира, какой он не застал. И тут происходит невиданное чудо – он избран, чтобы отправиться в прошлое без права на возвращение и со слабой надеждой на выживание, но это так мало в сравнении, чтобы увидеть её и защитить ценой своей собственной жизни. Где этот персонаж, которому мы так симпатизировали? Его попросту нет. Сара – типичная «крутая» девчушка и с единственной однополярной дилеммой, касающейся, когда же ей зачать от Кайла своего великого сына? Где та трагическая Сара Коннор из сиквела, терзающаяся сомнениями, вмешивающаяся в ход истории? Новая Сара будет интересна и понятна только девочкам-подросткам. Терминатор стал пародией сам на себя, этаким дедулей-шутником. В первой части это была неумолимая машина для убийства, во второй – самоотверженный защитник, а тут даже забываешь, что это робот, а просто юморист какой-то. При просмотре мне фильм напоминал очередной кинокомикс, который смотришь на автопилоте, а это очень плохо, когда вспоминаешь начальную дилогию.
«об актёрских талантах всяких там Эмилий Кларк » — вот не надо наезжать, талант там есть, зря сериалами не увлекаетесь. Что касается в целом взгляда на франшизу — ну, я давненько уже смотрел два первых Терминатора, понравились, да, но чтобы они меня до каких-то неописуемых восторгов довели — этого не было, к армии фанатов себя не отношу и фильмы эти в разряд каких-то легенд кинематографа не ставлю. Потом глянул третью часть — конечно, похуже, но тоже доставила, до четвертой пока не добрался. Собственно, вся эта история у меня у воспринимается как боевик и фантастика в первую очередь, для развлечения, для зрелища, для отдыха мозгов, ну и для атмосферы тоже, но ставить тут во главу угла какую-то драматическую игру смысла не вижу. Поэтому, наверное, не очень понимаю фанатских возмущений по отношению к новым фильмам. Ну и, соответственно, от 4 и 5 частей ожидаю получить свою долю адреналина и удовольствия.