Режиссёрский дуэт французов Александра Бустилло и Жульена Мори вот уже третий раз подряд пытается заявить о себе в мировом кинематографе, выдавая очередной жанровый фильм. Сразу же предупрежу, что расхваленный некоторыми на уровне «Побега из Шоушенка» и «Крёстного отца» слэшер «Месть нерожденному» мне в своё время, несмотря на шквал восторженных отзывов, категорически не понравился. Более того, это для меня вообще был один из самых паршивых, нелепых и криво исполненных хорроров последних лет: ну серьёзно, что такого кинематографически грандиозного может быть в сцене вырезания ребёнка из материнского чрева? Люди, вознесшие «Месть нерожденному» до небес, никогда про кесарево сечение не слышали, в чём секрет успеха? Несколько лучше дела сложились со второй работой парочки – сюрреалистическим триллером «Мертвенно-бледный», который, конечно, был очень далёк от идеального жанрового образчика, но, тем не менее, по крайней мере, мог порадовать некоторой оригинальностью сюжета и неожиданно крепкой атмосферой. И именно этот факт сподвиг меня на просмотр обозреваемой работы. «Среди живущих» создавался уже после того, как французы попытались получить режиссёрское кресло продолжения «Хэллоуина» Роба Зомби, с которым последний в 2007 году категорически зарекся работать, но всего через два года показал себя последним лжецом и треплом. Тот факт, что Мори и Бустилло успели «залипнуть» на бестолковое кинематографическое видение Каммингса, заметен едва ли не с открывающих титров. И опять у нас дурацкий пролог с неблагополучной семьёй алкашей, который происходит, как несложно догадаться на празднование знаменитого праздника кельтов. Вновь у нас очередной бородатый и патлатый отец семейства, склонный к матерщине и скотскому поведению по отношению к другим членам семьи. И снова в гуще событий оказывается очередной забитый ребёнок, чьё детство было испорчено варварским отношением к нему родителей. Сложилось ощущение, что «Среди живущих» был собран авторами из набросков к черновой версии «Хэллоуина-2», которая задумывалась французами, но так и не увидела свет ввиду «правдивости» обещаний Зомби.
Когда же новоиспечённый маньяк вырастает в предсказуемо огромного двухметрового мордоворота, разодетого в грязные лохмотья и носящего старую резиновую маску, желание режиссёрского тандема подстроиться под фанатов Зомби, начинает резать глаза настолько, что так и тянет раздражённо бросить в экран монитора что-то вроде «Парни, я всё понял, у вас стоит на Роба, но дайте зрителю хоть какой-то повод получить удовольствие от вашего фильма!». А вот тут кино совсем бессовестно подводит. Начнём с центровых персонажей: это троица подростков, каждый из которых откровенно неприятен и поведением больше типичен именно для американского, а не для французского менталитета. Большая часть диалогов здесь сводится к разговору о какашках, а ещё персонажи делают всё, чтобы заставить зрителя желать им скорейшей брутальной кончины. Я могу понять, когда дети такого возраста прогуливают школу, хамят учителям и втихаря от родителей покуривают сигареты, в этом нет ничего дурного, сам таким был. Но вот когда один из тройки без всякого объяснения решает помочиться на своих друзей, то уже начинаешь понимать, что здесь что-то не так. Ещё хуже становится после решения компании сжечь сарай местного фермера только за то, что тот когда-то прогнал их со своей территории. А уж когда один из шайки два раза подряд пытается совершить умышленное убийство, вот тут уж вся надежда на сопереживание и страх за героев сгорает как тростник на ветру.
Завязка сюжета типична для детских хоррор-сериалов, вроде «Мурашек» и «Боишься ли ты темноты?». Более того, в обоих этих сериалах проскакивали эпизоды, в которых дети, будучи обиженными интеллектом, искали приключения на пятую точку в жутких цирковых заведениях, где подвергались нападению злобных клоунов. С маньяком и его «робозомбированным» папашей подростки сталкиваются на территории заброшенного парка развлечений, где последние двое основали семейное гнездо. В момент первого появления, младший из психов будет скрывать лицо за резиновой маской клоуна, при этом внешне сильно напоминая всё того же Майерса из провального ремейка Зомби с его ободранными лохмотьями и двухметровым ростом. Во второй половине ленты режиссёры непонятно зачем решаются раздеть маньяка догола, представив нам поднакачавшегося и вытянувшегося в росте Горлума. Не знаю, кому как, но лично мне при виде истинного облика убийцы сразу вспомнились «300 спартанцев» в переводе Дмитрия Пучкова. Я даже этот момент во время просмотра прокомментировал: «Что, Голый, не взял тебя Царь Леонид в свою массовку, так от безысходности в слэшеры решил податься?». С убогим образом психопата фильм разочаровывает не менее убогими убийствами. Почти всё происходит за кадром, нам демонстрируют лишь подходящего к очередной жертве маньяка, а после зритель слышит лишь крики, а всё остальное Мори и Бустилло предлагают ему домысливать самостоятельно, мне в этом отношении, «Среди живущих» очень сильно напомнил «Джейсон Х». И только в самом конце режиссёрам удалось спохватиться и показать одну-единственную неплохо поставленную смерть полицейского.
Визуальная сторона ленты выполнена примерно 50/50. Операторская работа и монтаж моментами выглядят очень достойно, заметно, что авторы стараются выстроить хорошую и красивую картинку, отдавая дань уважения классическим хоррорам, вроде «Сияния» или «Психо», однако, столь грамотный видеоряд местами смешивается с открытой безвкусицей. Тут и трясущаяся в сценах действия камера и корявый монтаж, в самых наилучших традициях низкопробного хоррора, выходящего сразу на DVD, даже с освещением местами серьёзные проблемы. Складывается невольное ощущение, что один из режиссёров имеет сравнительно неплохой творческий потенциал, в то время как второй – полнейшая бездарность. Что полностью уничтожает фильм без всякой возможности на второй шанс, так это отвратительные главные герои, которые не только ведут себя как последние говнюки, но ещё и по ходу неоправданно тупят. В сцене со стиральной машиной у главгероя был шанс вырубить маньяка раз этак десять, но ему упорно делать этого не хотелось. Добивает последние зачатки надежды отсутствие какой бы то ни было логики повествовательной: физической силы маньяка хватает на то, чтобы голыми руками раскрошить гипс, кость и мышцы, а также бросить взрослого мужчину через всю комнату, но вот хрупкую девушку он своими кулачищами серьёзно поранить не способен.
В итоге: Я не рекомендую к просмотру этот фильм, он нестрашный, плохо проработан сценарно и переполнен необъятным шквалом чудовищно вымученных штампов, неприемлемых даже для фильмов третьего сорта. А ещё он непростительно предсказуем и неоправданно неинтересен. Небольшой хронометраж в 84 минуты осилить крайне тяжело. К тому же, в фильме будет просто-напросто не за что уцепиться даже наиболее непритязательному зрителю: ни жестоких убийств, ни обязательного напряжения, ни интересных персонажей. Н-И-ЧЕ-Г-О! Разве что, как я упоминал ранее, моментами картинка выглядит довольно симпатично. И только за это моя оценка оказывается на бал выше заслуженной.
3 из 10
А мне по предшествующему «Среди живущих» творчеству Бустильо-Мори наоборот неплохо воспринялся «Месть нерожденному» и скверно «Мертвенно-бледный». И что занятно, в обозримом будущем французский тандем в итоге доберется не до «Хэллоуина», а до «техасскорезке» в виде очередного продолжения под чертовски оригинальным названием «Кожаное лицо» ))
«Внутри» мне тоже нравится.