Ирина: В фильме снимаются молодые актеры, большей частью неизвестные. Почему такой кастинг? Чем это продиктовано? Как работается с ними? Когда работаешь с известными актерами, уже знаешь их способности, понимаешь, чего ожидать. А с молодыми?
Тихон Корнев: Сложно сказать. На самом деле когда работаешь даже с маститыми актерами, от которых известно, чего ждать, я работал на короткометражке сплошь с известными и заслуженными актерами, и от них хотелось совершенно иного образа какого-то. Например, с Анастасией Заворотнюк мы работали, и как-то очень старались уйти от её предыдущих образов. Поэтому это не так важно. А молодые… В России очень большая проблема с молодыми медийными актерами. Если в Голливуде их выращивают, как огурцы на грядках, они сами их раскручивают и осуществляют ротацию, понимая, что это нужно всем, то в России этим особенно никто не занимается. При этом, когда говорят: «Нужен медийный молодой актер», все обычно упирается в одного – двух человек, которые как-то чудом проросли сквозь асфальт. До недавнего момента это обычно был Данила Козловский, который на всех презентациях в фонде кино значился : «Мы хотим на главную роль Данилу Козловского». Я с Данилой знаком, мы с Артемом Аксененко под него специально писали сценарий и у нас с Даней сложились прекрасные отношения. Но Данила Козловский физически не может сыграть во всех фильмах, где на главную роль должен быть актер его возраста. Но при этом второго такого же актера, условно говоря, просто не было, чтобы продюсер сказал: «Да, вот его я хочу, он медийный, он привлекает людей в кинотеатры». Сейчас есть еще Саша Петров, тоже прекрасный актер, он тоже сейчас нарасхват везде и всюду. То есть только по моим сценариям он в трех фильмах уже снялся.
Это на самом деле проблема, и при этом все эти прекрасные и талантливые актеры – они же где – то есть. У нас есть просто сотни прекрасных молодых актеров, к которым надо всего лишь нагнуться и их поднять. И это лишь одна из сторон медали. Первое — даже если бы я захотел набрать пятерых медийных актеров, их бы просто не было физически. А второе – это все таки то, что медийность, в ней есть свои минусы, потому что, люди не видят персонажа. Они видят, например, Михаила Пореченкова и говорят: «А ты помнишь фильм с Поречнковым?». Или пересказывают фильм и говорят: «А тут Пореченков приходит и говорит то — то и то — то…». И сам персонаж, он при этом как-то скрадывается харизмой самого Михаила, и мы забываем, что он на самом деле автомеханик, живет на маленькую зарплату, у него проблемы в семье. Мы видим народного артиста, который почему-то чинит автомобили. Поэтому, чтобы в частности не отвлекать зрительское внимание, иногда очень полезно привлекать неизвестных публике актеров. Плюс, в самой индустрии должна быть свежая кровь, и если мы сами не будем ротировать и доставать на свет божий перспективные дарования, то мы сами благополучно и загнемся. У нас будут пятеро каких-то чудом пробившихся актеров, которых мы будем перестанавливать и перекладывать, как пасьянс, из фильма в фильм.
Евгений Колядинцев: То есть это будет какая-то очень интересная модель западной «Американской истории ужасов». Только при этом они руководствовались чем-то своим, у них это концепция, а у нас это будет вынужденно.
Тихон Корнев: У нас это будет от бедности, да. Поэтому у меня в этом личный интерес, и мне это само по себе нравится. Приходишь, допустим, на спектакль, и видишь человека, который очень круто играет. И ты думаешь: «Блин, а почему он не в кино!». Или: «А как круто он бы сыграл вот этого персонажа из вот этого моего фильма!». На кастинге через меня лично прошло более 200 человек, разных молодых актеров, в частности театральных. И я всем высылал сценарий и просил прочитать, чтобы потом можно было подробно пообщаться, у меня в среднем 30-40 минут на человека уходило. Я на этих кастингах сорвал голос и потом там шептал неделю. Это реально было очень интересное время в моей жизни. Я познакомился с целой кучей молодых и интересных дарований, и мне действительно очень интересно было посмотреть, как сейчас обстоят дела на актерском поприще, для себя самого открыть какие-то имена. Кстати, актрису на главную роль, Аню Васильеву, я заметил на совершенно другом кастинге. В какой-то момент должны были запускать фильм по моему сценарию с Константином Хабенским в главной роли, но так его, к сожалению, и не запустили. И его партнершей должна была быть молодая девочка. Решили взять медийного Константина Хабенского и, для контраста, совсем молодую актрису. Был организован обширный кастинг различных молодых актрис, а я подменил в один из дней кастинга режиссера Артема Аксененко. Я в тот день отсмотрел более 30 молодых девочек, которые читали мой собственный текст, и я изредка чувствовал гордость за себя, как за сценариста, но чаще хотел уйти из профессии навсегда и замаливать этот грех в особо отдаленном монастыре. И когда пришла Аня Васильева, реально как солнышко засветило, она произвела на меня впечатление, я её заметил, запомнил. После этого прошло несколько лет, а когда появилась возможность снять собственное кино, я вспомнил эту историю, позвал её на пробы в свой фильм. И буду звать дальше.
Вообще кастинги очень полезны. Такой опыт, какой я получил на кастинге «Диггеров», если я продолжу режиссерскую карьеру, он мне пригодится еще очень и очень долго. И часть актеров, которых я не утвердил, они все очень хорошие. Я лично со всеми связался и извинился. И пообещал, что как только у меня будет подходящий проект, я буду очень рад с ними поработать. Потому что я хотел бы сказать актерам, что даже кастинг, на котором тебя не утвердили, он тоже может оказаться очень полезным и потом выстрелить в будущем. Может, ты действительно не подходил для той роли, и, если бы тебя даже взяли на эту роль, это могло бы стать твоей творческой неудачей, и лучше, что тебя запомнили, поняли, что ты молодец, и дали потом такую роль, в которой ты бы состоялся. И все бы сошлось, и фильм, и роль, и ты. Я до сих пор вспоминаю период кастингов как один из самых приятных периодов в работе над фильмом.
Ирина: Когда начинаются съемки, и за каждым «бумажным» образом встает живой актер, личность со своим характером, привычками, стилем работы и актерскими возможностями, бывает ли, что сценарный персонаж подвергается перекройке под актера по ходу съемок? Или актер выбирается под определенный типаж характера, и уже сам по ходу дела заполняет заданную раз и навсегда матрицу персонажа? Вообще, сценарий написан сразу и окончательно, или переписывался, менялся, дополнялся по мере различных причин и внешних обстоятельств?
Тихон Корнев: Сценарий, даже когда ты его целиком пишешь и все понимаешь, когда дело доходит до его воплощения, вдруг становится понятно, что на бумаге звучавший логично и правильно текст, живьем перестает звучать логично. Либо все вроде хорошо, но сам по себе персонаж получается каким – то…. Есть у нас безымянный пассажир, который был одним персонажем, и потом, когда его взялся играть Женя Коряковский, актер, который изначально пробовался на роль другого персонажа, на роль Льва, такого неудачника, стало понятно, что персонаж, которого в итоге сыграл Женя Коряковский, он не получался. Ни у кого. Вообще. В этом персонаже, как оказалось, была системная ошибка, он просто становился агрессивным сумасшедшим, и каким-то ненужным сумасшедшим. Реальность внесла свои коррективы, и Женя сказал: «Ну хочешь, я могу это сыграть. На мой взгляд здесь действительно системная ошибка в самом персонаже». И мы под Женю все переделали. Мы с ним поговорили, я переписал все на месте и через 40 минут я ему выслал новую версию одного его яркого монолога, а потом мы переписали всю остальную роль.
В то же самое время, этот же неудачник Лев, которого на пробах сыграло большое количество людей, и они были совершенно прекрасными неудачниками, и совершенно волшебно это делал на пробах тот же Женя Коряковский. Но к нам пришел в свое время Кирилл Кобзарев, который вдруг, неожиданно для меня, взял и в произношении жалостливого финального монолога, засмеялся. И это настолько открыло персонаж с новой стороны, действительно сделав его более логичным, что я уцепился за это и я сказал ему: «А ты можешь весь этот трагичный по сути монолог, рассказать как что-то смешное?» И в результате родился немного другой персонаж, гораздо более логичный и интересный, чем он был раньше. Потому что неудачник и Аккакий Аккакиевич, и слабый человек – это все очень трогательно, и имеет древнюю культуру в русской литературе, несомненно. Но как персонаж он был все — таки плоский. Ну да, ну вот, слабый человек, ну вот он такой неудачник… А здесь он как-то зажил, оформился, локтями начал потихонечку других персонажей раздвигать.
Поэтому в любом случае за ролью стоит реальный актер или актеры, например. На самом деле изменилось больше персонажей. Иногда какая-то химия возникает между двумя актерами, и ты это видишь. Мальчик и девочка, например. И в том тексте, что им спущен, им тяжело. И ты переписываешь текст, от этого меняются персонажи, но это все равно идет на пользу фильму, на мой взгляд. Поэтому актеров, их также можно всех в соавторы сценария записать. Они нарочно или случайно, но под себя меняют персонажей, поэтому даже если просто произносят текст, который ты пишешь. Но иногда и меняется текст под них, и так далее, и так далее.
Ирина: Что оказалось самым сложным, самым неожиданным в процессе съемок. Или все шло как по маслу, как и было запланировано изначально? Стюарт Гордон говорил, что снимать фильмы ужасов очень весело. Что об этом скажете вы?
Тихон Корнев: Ну конечно же все не шло, как по маслу. Съемки были крайне сложными, с переработками, с каким-то возникающими проблемами, накладками и Бог его знает еще с чем, но я все равно доволен. Потому что чтобы все шло как по маслу, я вообще не слышал ни от кого в принципе, ни от одного режиссера.
Евгений Колядинцев: Я вот тоже такого не могу припомнить, кто бы мог сказать так, что все шло как по маслу. ) И за примером далеко ходить не надо. Даже если взять Алехандро Гонсалеса Иньяриту, вообще оскаровского лауреата, человека очень признанного, у которого гигантский совершенно бюджет его нового фильма с Ди Каприо «Выживший». Я буквально на этой неделе читал о том, с какими гигантскими трудностями им пришлось столкнуться. То снег не шел, то снег валил, они переезжали на другие места в поисках снега, в другое полушарие перелетали. Даже очень – очень крутые режиссеры едва ли могут такое сказать о своем проекте. Вне зависимости от того, кто у них снимается, какой у них есть бюджет и так далее.
Тихон Корнев: Я с этим совершенно согласен. Особенно учитывая, что у нас был другой бюджет, чем у Иньяриту, постоянно была какая-то авральная ситуация, когда объект через два часа нужно уже освобождать, и нужно быстро срочно снять сцену. Поэтому сказать, что все было так просто, нельзя. Кроме того, был ряд ограничений, потребовавших ряд иных художественных решений. Я не сторонник того, что ограничения идут на пользу художнику, но иногда идут, да. Иногда не идут. Всему есть свой разумный предел. У нас есть довольно интересно, на мой взгляд, минималистично сделанные сцены, минимализм которых диктовался именно ограничениями, которые мне режиссерски скорее нравятся.
А снимать было действительно весело, да. Иногда мы нервничали, когда что-то шло не так. Но на самом деле сам съемочный процесс, когда все бегают по площадке, у тебя рация в руках и вокруг 70 человек персонала, которые в той или иной степени зависят от тебя — это было прекрасное время в моей жизни. Где – то нервное, где – то радостное, но это действительно было очень ярко и по-настоящему, и это на самом деле большое счастье.
Ирина: Когда ждать премьеры? Планируется ли в дальнейшем представить фильм на хоррор – фестивалях, в частности, на российской КАПЛЕ?
Тихон Корнев: Это вопрос скорее к продюсерам, потому что именно они определяют и дату премьеры и дальнейшую фестивальную судьбу картины. Евгений, Вы не помните, когда премьера? Я, к сожалению, не запоминаю такие цифры.
Евгений Колядинцев: Я помню, что указано 4 февраля 2016 года. А по поводу продвижения, да, это скорее к продюсерам, как сказал Тихон.
Тихон Корнев: Я совершенно не против. С большой симпатией отношусь к фестивалю КАПЛЯ, и я буду только рад, если фильм там покажут. Не важно в конкурсе или вне конкурса, я буду только счастлив.
Ирина: Тогда продюсерам надо связаться с Виктором Буланкиным и подать ему заявку. И наконец, последний вопрос. О чем я вас не спросила, но вам хотелось бы рассказать?
Алексей Караулов: Творческие планы?) Не знаю, как парни планируют свой ближайший год, а у меня есть пара задумок, близких к жанру хоррора. Я не люблю писать сценарии в стол, но хочу сделать как минимум подробный синопсис, чтобы в случае чего можно было быстро расписать историю. Одна идея – это история мести, в духе жестоких корейских триллеров и WIP-эксплойтейшн. Вторая – герметический слэшер а-ля «Коллекционер», но на историческом материале и с советской властью «в роли» маньяка.
Ирина: О, это будет очень интересно, мне кажется. )
Евгений Колядинцев: Небольшое воспоминание. Один из наших мозговых штурмов мне запомнился особенно, так как я его вел непосредственно из метро. Как-то раз я ехал от одной конечной станции до другой (это около часа). Я подключился к Wi-Fi, вышел в Skype, и мы начали обсуждение. Это было… необычно – придумывать историю именно в той локации, где она происходит. Надо будет еще попробовать так сделать.
Тихон Корнев: Сегодня я планирую со своим соавтором и другом Евгением Колядинцевым устроить брейнсторм на предмет заказанного нам хоррор – сериала. И если так сойдутся звезды, я бы с удовольствием поучаствовал в таком сериале в качестве режиссера, потому что для российского телевидения, это абсолютно новый формат. Мы с Евгением ещё до «Диггеров» родили одну из сериальных концепций, которая сейчас заинтересовала один из каналов, и сейчас мы пытаемся из этого что-то выкрутить. Месяц назад я вернулся из Питера, где были съемки, и занимался монтажом картины.
Плюс я вернулся на данный момент к основному своему виду деятельности –сценарной. Продолжаю писать сценарии для других режиссеров. Надо сказать, что сценаристу очень полезно побыть режиссером, конечно же. И, на самом деле, любому критику полезно побыть режиссером. Да в общем любому человеку полезно побыть режиссером, потому что это тот опыт, из которого ты не выходишь прежним человеком. Ты полностью пересматриваешь свои взгляды на мир, людей и тому подобное. Соответственно, теперь я пишу сценарии для других режиссеров уже лучше их понимая. В кои — то веки я теперь нормально сплю и ем. И если кого-то из читателей, а скорее, читательниц, интересует извечный вопрос как сбросить вес, я бы настоятельно порекомендовал вам также побыть режиссером. Потому что реально десятки килограммов сжигаются в этой топке, и я все ещё потихонечку прихожу в себя. Тут прямая ассоциация с родами, наверное. ) Если к женщине, родившей ребенка, через 5 минут подойти и спросить, готова ли она рожать дальше, то вряд ли вы услышите что-то приличное в свой адрес. ) Но со временем приходит понимание, что один ребенок – это хорошо, а два лучше. А три еще лучше и так далее и так далее…
Евгений Колядинцев: Подходящее сравнение, на самом деле. )
Тихон Корнев: Поэтому, я не загадываю, но если всё будет хорошо, то я с удовольствием вернусь к режиссуре.
Ирина: Спасибо вам всем огромное за это интервью, за такие интересные и подробные ответы. Желаю вам дальнейшей интересной и плодотворной работы! И успешной премьеры, обязательно!
Тихон Корнев: Спасибо и вам, я всегда буду рад еще с вами пообщаться.
Ирина: Спасибо, обязательно! Надеюсь, что у нас еще будет много поводов для встреч, особенно, если все получится с хоррор – сериалом.
Евгений Колядинцев: Спасибо огромное, Ира! Успехов тебе и КЛУБ-КРИКу!
Ирина: Спасибо всем. ) А Жене спасибо большущее за помощь в организации и проведении этого интервью.
Удачи в творчестве и побольше зрительского внимания к фильмам! 🙂
Замечательно вы пообщались). Надеюсь кино получится великолепным, с нетерпением буду следить за премьерой. Низкий тебе поклон, Ирина, за проделанную работу!
Спасибо, Саша 🙂 Тоже надеюсь на успех фильма и жду его.
Интересно, режиссер понимает кукую чушь он снял??? Сюжет просто отвратительный, еле досидел до конца. Фразы в фильме тупейские. Одно только, смерть последней актрисы: «Как то глупо получилось» Да уж как то глупо получился фильм!!! Ужас просто! Ощущение того, что просто хотели по легкому деньжат срубить!!!