/Айзек Азимов. «Хоровод»/
Законы робототехники за авторством легендарного Азимова пока не обрели актуальности, несмотря на шагающий семимильными шагами научно-технический прогресс. Новостные ленты продолжают пестрить все новыми разработками, призванными освободить горожан от рутинных обязанностей, но в массовом порядке до привычного обихода они пока не добрались. С тем,
что умные роботы непременно пригодились бы практически любой семье — сложно спорить. Мало кому нравится, к примеру, мыть гору грязной посуды или ежеутренне выбрасывать мусор. Однако если роботы в определенный момент смогут полноценно заменить радость общения с живым человеком — быть беде. Ни один, даже очень продвинутый компьютер не научится чувствовать, симпатизировать и любить, сколько микросхем бы в нем ни было. Слепая вера в машину способна превратить даже неглупого человека в марионетку науки. О потенциальной опасности искусственного интеллекта снято бесчисленное количество фильмов, в том числе и признанных шедевров. Короткометражная картина Рори Робинсона — еще одно мнение на заданную тему. Мнение хлесткое, бескомпромиссное и предостерегающее.Любому родителю знакома эта проблема: подобрать подарок ребенку, у которого и без того комната завалена игрушками. Чете Невиллов в этом смысле повезло: сын Алекс сам выбрал презент — смышленого робота Блинки. Чудо инженерной мысли жизнерадостного белого цвета, будто скрестившее знаменитых дроидов R2-D2 и C-3PO, стремительно завоевывает все новых поклонников. Капризный Алекс не может нарадоваться на своего неутомимого друга. Блинки во все играет, никогда не пожалуется на усталость, не заворчит от поручений и всегда готов скрасить мальчику одиночество. Дети — натуры переменчивые. Проходит время, послушный робот превращается в обузу и предмет для вымещения обид. В семье Алекса полный раздрай, родители без конца ругаются, а сам он не может или не хочет обзавестись друзьями-мальчишками. Обиженный ребенок — страшное создание. Наговорив в порыве гнева кучу жутких слов, он естественно и предположить не может, что машина бесстрастна и в любой ситуации выполняет главную программу — подчиняться хозяину.
Сколько бы ни твердили разработчики о безопасности того или иного продукта, а все риски просчитать невозможно. Блинки создан дарить радость и быть надежной поддержкой, но в его файлах нет упоминания о борьбе с человеческой глупостью. Надоедливая услужливость домашнего робота и его вечное «нет проблем» способны лишить терпения любого хозяина, однако не мы ли «в ответе за тех, кого приручили»? Ничего неслыханного в шокирующей картине «Плохой робот» нет — меняются источники несчастий, но все они остаются рукотворными, а значит непростительными. В том, что душечка-Блинки наворотил кровавых дел, виноваты хозяева и только они. Разве беззлобный робот должен расплачиваться за то, что Алекс несчастлив в собственном доме? Разве машина-помощник в ответе за детские капризы и семейные дрязги? Избалованный мальчишка очевидно живет по принципу «виноват, кто угодно, только не я». Не существует в природе детей, которые сгоряча не грозили бы смертью папе и маме, но не у всех есть под боком робот, принимающий любые слова за чистую монету.
Картина кровавого происшествия показана Робинсоном столь буднично, словно роботы есть уже в каждом доме. Мерное течение семейного быта, ласковая мелодия, символизирующая единение близких людей, а затем пугающая метаморфоза, к которой нельзя быть готовым. Камера настойчиво показывает ругающихся родителей Алекса. Слов не разобрать, оттого ситуация выглядит неразрешимой. В то же время Блинки совсем не бездумный ящик с осточертевшей улыбкой на шлеме. Невинная прогулка за покупками с Алексом доказывает, что и роботу может быть интересна жизнь, а не только слепое подчинение. Блинки не отводит камер с робота «женского пола», в том числе и поэтому выглядит жестоким отношение мальчика к механическому другу — доброе создание того явно не заслуживало. Но джинн выпущен из бутылки и в своей исполнительности не ведает пощады. Рори Робинсон мог поставить типичный ужастик с агонизирующими жертвами, картинами предсмертных гримас и расчлененными трупами, но в этом случае «Плохой робот» едва ли вызвал бы интерес у общественности. Однако ирландский режиссер надавил на психику куда более верным способом — максимальной правдивостью житейского конфликта с небанальным разрешением. Перешедший грань дозволенного робот заслуживает лишь одной участи — отправки на металлолом. Но подлинный трагизм состоит в неспособности машины осознать содеянное. Сколько бы ни было крови на белоснежном куполе Блинки, а он не перестанет улыбаться и повторять «нет проблем». Думается, динамика продаж популярной модели после обнаруженного «брака» явно пошла бы вниз, но даже это едва ли способно поколебать людскую веру в идеального помощника.
«Плохой робот» длится тринадцать минут и в этом при желании можно отыскать зловещую закономерность. Тринадцать минут, навсегда изменившие жизнь обычной американской семьи. Тринадцать минут, за которые можно основательно разочароваться в робототехнике. А может тринадцать минут — это просто тринадцать поворотов стрелки? Несомненным остается одно: за отведенное время Рори Робинсон представил на суд зрителей шокирующую, пробирающую до кончиков пальцев историю, которая имеет все шансы однажды случиться, если законы Азимова не будут заложены в механические головы.
9 из 10
Добавить комментарий