Выражение «Мой дом — моя крепость» обычно произносят с гордостью, тем более этот английский фразеологизм давным-давно обрел международный статус. В то же время фразу «мой дом — моя темница» едва ли захочется сказать кому-то кроме врача. Шокирующее признание необъяснимой опасности собственного жилища тяжелым грузом давит на психику. Малейший шорох, стук, скрип половиц приобретают жуткое значение для мечущегося в путах своих страхов человека. Непонятное состояние проходит через все существо молодой женщины. Всюду ей мерещится ужас, за окном подстерегает беда, и шагу не ступить, чтобы не ощутить на себе чей-то пристальный взгляд. Несчастная не может справиться со своими фобиями самостоятельно, а рекомендации психотерапевта вроде питья травяного настоя или рисования в качестве средства релаксации априори неэффективны. Вкрадчивый голос интеллигентного врача, предлагающий нестандартный способ лечения паранойи, доходит до самого дна измученной души. Ценой немалых внутренних усилий женщине приходится на него решиться — противостоять своим демонам сил больше нет.
Итак, эксперимент начался, причем двойной — напуганной женщины и ее создателя. Прежде специализировавшийся на рекламных клипах, а ныне начинающий хоррормейкер, Евгений Колядинцев ранее уже отметился в короткометражном жанре с постановкой «Валентинка». «Лицо» — новая проба пера, в которой без труда просматриваются знакомые черты мастеров стиля: Стивена Кинга, Альфреда Хичкока и Романа Полански. Колядинцев помещает свою героиню в ставший ей совершенно чужим дом и открывает книгу страха собственного сочинительства. Безумие тем страшнее, что существует без временных контуров. Неизвестно, когда женщина начала сходить с ума, и как долго прогрессировало заболевание. В сухих строчках медицинской карты нет ответов на мучающие вопросы, а нервно заламываемые руки, желание пациентки как можно глубже зарыться в свитер свидетельствуют о ее запущенном состоянии. Больная находится в полушаге от самого страшного в ее положении: потери веры в лучший исход. Неназванный метод безымянного врача видится хрупкой соломинкой, на которой покоится остов психики.
Хорошему кукловоду нитки ни к чему, а Евгений Колядинцев при использовании проверенных временем методов нагнетания страха добивается необходимого эффекта. В момент появления страшной фигуры с топором, дом героини окончательно трансформируется в адский застенок, каждый шаг в котором сродни удару в набат. Скупая цветовая гамма, акцент на холодных тонах, неожиданные вспышки в духе громовых раскатов с пугающими образами — все играет на ощущение безысходности. Нет другого решения застрявшей в сознании фобии иначе, чем через кровь и насилие. Источник тревог пациентки носит клоунскую маску, а в его безмолвии сокрыта загадка возникновения. Гаснет свет в доме, планы вероятного убийцы идут прахом, но игра со смертью еще только началась, и любой охотник знает: добыча всегда может поменяться с ним местами. Время фильма пролетает стремительно, но за отведенный отрезок тугой узел умственного помешательства получит шанс развязаться. Режиссер делает ставку на внешние эффекты, что оправдывается крайне небанальной концовкой. В коротком акте противостояния открываются все грани человеческого страха, загнанного в невыносимо тесные рамки.
Смелый замысел режиссера был бы неосуществим без удачного преображения очевидно жизнелюбивой женщины в испуганную мышь. Маргарита Куклина без опоры на известные образцы кинематографической паранойи удивительно точно передала весь спектр эмоций, что обретают власть над поврежденным рассудком. Разителен контраст между красивым изображением героини на фото и ее бледным видом на приеме у врача. Во что превращает человека навязчивая мысль, и насколько беззащитным он становится в минуты своего страха — показано пугающе достоверно. Женщине всюду мерещилось непонятное лицо, даже в собственной медкарте она видела отвратительные черты, но в том и состоит мысль фильма, что любой страх управляем, если у его носителя достаточно силы воли. Короткая, но цельная постановка Евгения Колядинцева не внесет в массы новую методику борьбы с паранойей, зато способна утвердиться в памяти превосходным образцом атмосферного ужаса, который медленно стихнет под мелодичный звук клавиш фортепиано.
10 из 10
Добавить комментарий