Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Чердак с сюрпризом — отзыв на слэшер «Черное Рождество» (Black Christmas, 1974 г.)

 

01Сорок лет назад о них еще не знали. Когда канадский постановщик Боб Кларк получил в пользование практически готовый сценарий для фильма ужасов, он и помыслить не мог, что настанет день, и кровожадные маньяки-убийцы станут новыми кумирами молодежи. Пока «глубокоуважаемые» личности вроде Фредди Крюгера, Майкла Майерса, Джейсона Вурхиза и Джона Крамера еще мирно спали в головах своих создателей, апологет серийного убийства выродился на свет в неприметной канадской провинции. Инфернальное происхождение — необязательное условие для того, чтобы косить людские жизни, точно аграрий пашню. Достаточно быть просто психопативным субъектом безо всякой морали и логики. Вышедшее в 1974 году «Черное рождество» можно считать первым слэшером, а можно — самодостаточной картиной, аспекты которой лишь частично найдут отражение в культовых франшизах «Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов» или «Крик». Важна суть — предшественник легендарных киномонстров зародился не в чьих-то снах или на дне глубокого озера, а на чердаке обычного женского общежития.

03

Назойливое треньканье телефона, мерзкий голос с гнусными угрозами и непонятная какофония по ту сторону трубки. Лишь эти постоянные звонки омрачают главный католический праздник. Рождественская обстановка оживляет мрачное здание общаги, и в этот волшебный миг все девушки становятся ближе друг другу. Канада гуляет, кругом огни гирлянд, нарядные елки, а десятки детишек распевают праздничные песенки и курсируют от двери к двери. И только одно существо лишь злобно сопит на фоне всеобщего веселья. Он рожден убивать, а не праздновать. Тяжелое, прерывистое дыхание выдает в нем волнение. Мы видим мир глазами человека, пусть и явно нездорового. Этот дом ему знаком, он легко находит дорогу к чердаку, откуда и приносит свой собственный «подарок». Этот субъект не носит костюм Санта-Клауса, но встреча с ним для одной из девушек получится воистину незабываемой. 

02

Убийство совершено. Вид мертвой девушки в кресле-качалке с мешком на голове — зрелище явно не для рождественской сказки. Само преступление — краеугольный камень в понимании, что же за фильм снял Боб Кларк? Итак, убийца не просто ловко сориентировался в чужом доме, но и скрыл следы преступления, для чего упрятал несчастную на чердак. Исчезнувшую девушку вскоре хватятся, но сама мысль о кровавой расправе прийти в голову просто не может. Дело не только в Рождестве, а в самой человеческой природе, которая априори не готова к убийству. Разномастный контингент в картине Кларка — прекрасный аккомпанемент для арии насилия. Если уж и полиция не особо чешется, то преступнику и все козыри на руки, убивай — не хочу. Неизвестность не сразу сменяется страхом. Как можно сходу поверить, что красивой добродушной студентки уже нет? Невозможно представить себе, что родное жилище вдруг станет смертельно опасной западней. Режиссер не гонится за бурлящими кровью кадрами, акцент на расправе ему не важен. Ему достаточно самого факта убийства, ибо его основное оружие — страх потенциальных жертв. Опознанный в лицо враг опасен чрезвычайно, но как быть, если даже трупа нет? Есть лишь ужасающее чувство свершившегося злодеяния, которое может повториться.

04

Классификация «Черного рождества» остается на усмотрение каждого зрителя, но от привычных стандартов молодежных картин с кровавыми пиршествами фильм Кларка далек. Динамика как таковая просто отсутствует. Муторные диалоги, полные малозначимых подробностей, плохо сочетаются с картинами убийств. Большинство персонажей, во главе с будущей звездой «Кошмара на улице Вязов» Джоном Сэксоном, до самого конца так и не утратят «картонности». Фигуре самого убийцы, его мотивации внимания уделено непростительно мало. Противные телефонные звонки, «субъективная» камера, фирменное сопение маньяка — невеликое количество средств, с помощью которых Боб Кларк задался целью пугать зрителей. «Черное рождество» рискует всерьез увязнуть в трясине нереализованных зрительских чаяний, но все же этого не происходит. На выручку канадцу приходит саспенс собственного производства. Нагнетание страха происходит не по лекалам Хичкока и его «Психо», но не менее эффективно, поддерживая ореол таинственности вокруг убийцы. Кларк не брезгует использовать повторяющиеся кадры, как с раскачивающейся в кресле девушкой с мешком на голове, или хозяйкой общежития вздернутой на мясницком крюке. Цикличность — залог эффекта классического хоррора, где нет скорострельных убийств, но в достатке томительного ожидания страшной беды, от которой не найти защиты.

05

«Черное рождество» не обзавелось собственной франшизой прежде всего потому, что время для забористых героев крутой молодежи еще не пришло. Не снискавший славы ремейк 2006 года явился лишним подтверждением штучности подобного продукта. Отказавшись от выстраивания фильма через личность серийного убийцы, Боб Кларк создал фильм, который занял индивидуальную ячейку в длинном ряду разнообразных «мясорубок». Спустя годы с бурного расцвета жанра слэшеров к «Черному рождеству» стоит относиться со сдержанным снисхождением. Режиссерская нога только еще ступала на кровавую тропинку и вполне логично, что канадскому постановщику не удалось создать кино на века. Однако ознакомиться с ним стоит непременно. В конце концов, гордое звание классики здесь ничуть не потерто.

6 из 10

Cтраница фильма «Черное рождество» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

17 комментариев Чердак с сюрпризом — отзыв на слэшер «Черное Рождество» (Black Christmas, 1974 г.)

  • Саша, добро пожаловать на сайт! :)Рады видеть тут такого интересного автора.
    И, не в порядке дискуссии, коих тут по этому поводу было немало:)), мы с Ромой склонны считать первым слэшером «Кровавый залив» Марио Бавы. ОН 1971 года:) Этакий сплав джалло и слэшера. Вообще, про сути слэшер и родился из джалло, адаптированного для американской молодежи 🙂 Посмотри его, и сам решишь, кому пальму первенства отдать. 🙂 Хотя в Проекте S и этот вариант оспаривается :))

    • Nightmare163 Nightmare163

      Спасибо тебе! За приглашение, за презентацию портала, за помощь и поддержу, за доброту! У вас тут изумительная аура. Теплая, ламповая и какая-то нереально уютная :). Думаю через неделю-другую я буду ощущать себя здесь старожилом :). Насчет слэшера, то мои познания пока невелики. Это начиная с «Хэллоуина» более-менее владею жанров, а вот предыстория как раз очень интересна. Да и джалло никогда прежде не видел. Буду наверстывать и развиваться с приятной компании моих новых и прежних друзей!

      • MidnightMan

        Ох, как я тебе по-хорошему по-зрительски завидую, что джалло ещё не видел… 🙂 Это же можно взять включить вечерком в тёмной комнате «Кроваво-красное» и наслаждаться просмотром с чистого листа, ещё не зная сюжетную интригу 🙂

        • Nightmare163 Nightmare163

          Ну, Ром, незнание — совершенно точно не повод для гордости :D. Однако в этом есть плюсы: можно смотреть по-детски любопытным взором и открывать для себя нечто новое и неизведанное. Увы, мое время не позволяет мне смотреть кино в том объеме, в каком того хочу, все-таки маленькие дети у меня :). Однако впитывать знания никогда не поздно начать.

        • Linnan Linnan

          Миднайт, только вот с Кроваво-красным — да и вообще с кино — не следует думать, в каком переводе смотреть, а то никогда в жизни не посмотришь) Кстати, знаю пару человек, которые хотят смотреть только в определённом переводе, в любых других им не надобно и даже рады бы немалые деньги заплатить, да выхода на переводчика у них нет — вот это реальный бред %)

  • MidnightMan

    Здорово написано 🙂 И ещё атмосферно получилось, а в этом фильме многое покрывает именно особая атмосфера. Поддержу Иру, что обсуждения у нас тут были одно время жаркие по поводу извечных дебатов об некоторых дискуссионных ужастиках, что «слэшер это или нет?», «первый это слэшер или нет?» — почти как «быть или не быть» 🙂 Вообще почему-то Боба Кларка подзабывают многие, когда речь идёт о предшественниках слэшера, и сразу вспоминают Джона Карпентера, который – что важно – всегда открыто говорил, что уважал и много смотрел ленты Ардженто, когда о нём ещё слыхом не слыхивали за океаном, вольно или нет адаптировав его приёмы джалло уже для американцев и – опять что важно – сделав акцент именно на молодёжную публику. То есть получилось этакое джалло для тинэйджеров, нарочно облегчённое местами и снятое в декорациях США. А Ардженто «вырос» от Бавы старшего, вот который и снял свой «Кровавый залив», первым попробовав «облегчить» джалло и усилить резню. Только это не дискуссия, а просто мои субъективные мысли в слух, иначе тут начнутся споры 🙂

  • Linnan Linnan

    С почином тебя)

    • Nightmare163 Nightmare163

      Спасибо! Ну я же Ирине обещался, а таки слова сдерживать особенно приятно 🙂

  • Абсолютно уверенно заявляю, что ремейк «Черного Рождества», который снял основной сценарист «Секретных Материалов» Глен Морган, в разы лучше. Даже странно от себя это слышать.
    По поводу родоначальника такого направления, как «слэшер»: некоторые и «Психо» Хичкока к нему причисляют. А еще ранее выходила картина Бавы-старшего «Девушка, которая знала слишком много». Это всего лишь прообразы, не более того. В «Кровавом заливе» есть элементы слэшера, но это, в первую очередь, джиалло. С таким же успехом в разряд слэшеров можно и детективы с триллерами заносить. Мое мнение: слэшер изначально и в полной мере, а также в чистом виде зародился в Соединенных Штатах.

    • Ничего общего ни «Психо» ни «Девушка, которая слишком много знала» со слэшером не имеет. Так же, как «Психо» не имеет никакого отношения к джалло. Ни одного другого признака слешера, кроме маньяка там нет. А вот в «Кровавом заливе» эти признаки присутствуют. Самый главный, например: компания молодежи в уединенном месте.

      • Ирина, а я обратного и не утверждал. Это говорят те, кто так считает. Никто не отрицает, что заокеанские авторы позаимствовали многое из «Залива». Вне всяких сомнений, Бава внес свой неоценимейший вклад в развитие жанра, спасибо ему за это. И, тем не менее, я считаю, что слэшер в своем целостном виде(без примесей джалло) изначально появился в Северной Америке.

        • А одно не отменяет второго:) Вы правы, тут с вам никто не станет спорить, что как чистый слэшер — жанр появился в Америке. Но зародился он из другого жанра — джалло. А потом очистился от лишнего, оставив в неприкосновенности главные признаки — маньяка, молодежь и обнаженку. 🙂

  • Неправильно озвучил мысль: «Психо» раньше «Девушки…» вышел, получается. Извиняюсь.

Добавить комментарий

  

  

+ 83 = 92