Где-то в беспечном пространстве безнадежно далекого антиутопического безвременья находится Глэйд — место на Земле, откуда нет выхода для тех несчастно-прекрасных юношей предпубертатного периода собственного цветения, кто попал сюда по чьей-то злой и явно иноприродной воле путем непродолжительного трипа в монохромной могиле стандартизированного лифта. И каждые 30 дней прибывает из неизвестности очередной новобранец. Впрочем, Глэйду перенаселение совсем не грозит, ибо столь же часто сих товарищей по общему несчастью, замкнутых в мрачных стенах переменчивого лабиринта, густо населенного минотавропободными гриверами, отправляют в расход и, естественно, целыми и невредимыми добираются до конца невыполнимой миссии далеко не все. Пока к ним однажды не присоединяется типический бунтарь без причины по имени Томас.
Достопочтенный дебютант в мире многочисленных кровопускательных голливудских игрищ на выживание, отягощенных как немотой антиутопичности, так и немощью утопичности, унавоженных во всю мощь вселенской клишированности самой простонаружной типичностью, Уэс Болл, чей короткометражный опыт 2012 года под емким названием «Руины» в свое время позволил привлечь к нему внимание студийных партайгеноссе, хоть и не родственник тому самому немцу-пачкуну Уве, но явно от его сомнительных кинодостижений американский однофамилец ускакал недалеко, если судить строго по хардкору по его первой полноформатной ленте, фильму «Бегущий в лабиринте» 2014 года.
Впрочем, главной и единственной проблемой фильма Болла, кроме его совершенно стилистически бестелесной режиссуры, расщепленной с самого его начала и вплоть до силлогичной кульминации чуть не на атомическом уровне на набор стандартных усредненных синематических приемов, вписывающихся тем не менее во всю современную кинематографическую канву, стала сюжетная конструкция, фундамент которой достаточно бесхитростен и неизобретателен. Очередная по счету экранизация очередного же пальподобного аморфного подросткового чтива, теперь от новоявленного американского беллетриста Джеймса Дэшнера, «Бегущий в лабиринте» Уэса Болла представляет из себя не натуральный даже, а сугубо синтетический кинопастиш, взрыхленный на фертильной почве постмодернизма, но выросший из художественных корней куда как более удачных и сбалансированных «Голодных игр», «Королевской битвы», «Повелителя мух», «Куба», а также прочей околонаучной, псевдонаучной или просто ненаучной фантастики, унавоженной эфемерными компонентами молодежного почти что хоррора, но очевиднее всего пересекаясь по мифической линии со всем и каждому известной еще со школьной скамьи историей кровожадного древнегреческого Минотавра, от которого, по новосозданным заветам Дэшнера, вынуждена спасаться, но при определенном удачном раскладе и охотиться этакая развеселая компания Перси Джексонов во главе с упрямым избранным поттеровского разлива. Фильм откровенно механистичен и беспутно бездушен в своем амбициозном стремлении стать новой вершиной в современном антиутопическом жанре, но не дотягиваясь на выходе даже на полпроцента ни до «Бегущего по лезвию» или «Бегущего человека» (гиперотсылочное название порождает только такие разношерстные параллели), ни до «Голодных игр» со всеми этими «Посвященными» и «Дивергантами», будучи продуктом дрожжевого брожения самых зримых и характерных штампов и клише, уйти от которых фильм перманентно на всем своем протяжении тщится, в итоге же все больше в них увязая в финале, порождающем больше недоуменных вопросов, чем внятных ответов.
Но даже такая непритязательная фабула литературной первоосновы существенно претерпела изменения в фильме, который, в угоду большей насыщенности сюжетного динамизма, страдает от тотального отсутствия нормальной драматургии, неравноценно замененной ее видимостью, неизобретательной контурностью начертания, отчего перед зрителями разворачивается в кардинально сжатом виде не срез жизни ряда протагонистичных молодых героев, вынужденных обитать в экстремальных условиях, при этом поступательно их преодолевая и взращивая в себе черты взрослости, а галантерейная галерея архетипов, каждый из которых лишь выполняет заданную свыше deux ex machina программу внешних реакций и внутренних трансформаций не по Гегелю и Делезу, а скорее по Фрейду, и то по верхам. Добавление в эту сугубо маскулинную компанию девушки из категории мессианских сестриц милосердия стремится разбавить драматическую бессодержательность и всеобъемлющую художественную беспомощность фильма, но на поверку оборачивается банальной псевдоромантической и спекулятивно-слезовыжимающей линией, обогащающей основной сюжет картины минимально и чересчур лапидарно. «Бегущий в лабиринте» оказывается не самым эффектным и запоминающимся пересказом на новый лад мифа о Минотавре, но начисто при этом лишенным любой самобытной или хотя бы пристойной мифичности, героичности и даже самого Минотавра, замененного на ужасных снаружи, но мимишных внутри киберпанковых гриверов.
Добавить комментарий