Мучаясь от донимающей его бессонницы, молодой парень Хао Донг выходит на балкон своей квартиры и видит красивую незнакомку, рисующую весьма необычное полотно. Кто она? Плод сознания Хао Донга, лишенного сна, или явь, которая неуловима и почти бесплотна? Разгадка этой тайны будет для Хао Донга самым настоящим шоком.
Фильм «Кошмар» снят в 2012 году известным гонконгским режиссером Херманом Яу, ранее отметившемся в жанре хоррора своими «Синдромом эболой» и «Нерассказанной историей», приобретших впоследствии скандальную славу не столько на родине режиссера, в Гонконге, сколь за рубежом. Но со времени выхода сих примечательных трэш-гиньолей третьей категории Херман Яу заматерел и успокоился, а привычный режиссерский стиль с балаганно-кровавыми излишествами изменился в лучшую сторону, обрастя плотью монолитности цельности (в конце концов, на счету Яу появились несколько серий об Ип Мане, включая самый удачный и признанный первый фильм франшизы).
Впрочем, «Кошмар» трэшем не является, ибо это вполне традиционный азиатский хоррор практически без сюрпризов, но и не страдающий при этом чрезмерной банальностью в сюжете, который тем не менее способен доставить при просмотре немало удовольствия, ибо Херман Яу мастерски нагнетает в фильме напряжение, закручивая до предела сновиденческий сюжетный узел, и пользуясь при этом минималистическими методами воздействия на зрителя, лапидарным киноязыком с упором на символические фразы, рифмующиеся с тонкими фразами монтажными, и почти полностью избегая смакования кровопролития как такового (впрочем, насилие в картине все-таки имеется, но главный акцент сделан оператором Квон-хан Чаном в первую очередь на создании саспенса, который к финалу достигает почти хичкоковских высот — и не без синефильской дани уважения приснопамятному «Головокружению», с которым «Кошмар» роднит и тема утраты и поиска себя в сложном мире отношений между мужчиной, который не знает сам чего хочет, и женщиной, которая всегда права).
«Кошмар» — это классический по своему содержанию и исполнению кайдан, в центре которого находится многоплановая и многослойная история не только двух обитателей зловещей многоэтажки, но и самого дома, являющегося средоточием потусторонних сил, входом в иной мир, в пустоту чарующего кошмарного сна и абсурдистского бодрствования, сна разума, рождающего чудовищ. «Кошмар» — это еще и философская история о каре и расплате, которая медленно затягивает зрителя в макабрический кошмар главного героя.
Игра актеров в целом не выбивается из жанровых канонов и персонажи, сыгранные Сюанем Хуаном (Хао Донг), Фионой Сит (Ева) и Чжоу Чучу (Юэгуан), являются цельными и интересными. Саундтрек от Брата Тунга, полный тревоги и ужаса, идеально подошел к фильму, став его неотъемлемой частью, и уверенно играя на зрительских нервах.
Всем поклонникам фильмов ужасов, особенно азиатских, я настоятельно рекомендую этот замечательный и жуткий фильм.
Добавить комментарий