Третий по счету фильм молодого, но уже не нуждающегося в представлении француза Александра Ажа в оригинале называется «Высокое напряжение», и это название в наибольшей степени отражает суть того, что зрителю предстоит увидеть на экране. А увидеть предстоит многое. Так что беременных вместе с детьми, котами и просто психованными лучше убрать от экранов подальше, потому что зрелище предстоит явно не для слабонервных. Начавшись как милая пасторальная зарисовка про двух миловидных студенток, направляющихся в гости к одной из них, фильм, не мешкая, грозит превратится в кошмарное видео, выливаясь в недалеком будущем в совершеннейшую кровавую ночную вакханалию.
Слово «совершеннейшая» присутствует здесь не случайно. Не то чтобы ваш покорный слуга являлся отъявленным извергом или ярым фанатом всех подчистую слэшеров, нет. Но иногда насилие способно в буквальной степени заворожить, оставляя зрителя безмолвным безвольным кроликом вглядываться в пасть нависшего над ним удава. Помните, в первом «Крике» Уэса Крейвена Билли Лумис с пугающим спокойствием выводит постулат о том, что «страшнее всего, когда причины нет». Тебя убивают не в целях защиты, не отвоевывая власть, жизнь или территорию, тебя убивают просто так. Осознание этой простой хоть и иррациональной для любого человека со здоровой психикой истины на какое-то время заставляет замереть каменным истуканом с острова Пасхи. Это страшно. Это ненормально. И все же это имеет место быть.
Без оглядки на цензуру и мораль Ажа умело манипулирует зрительскими нервами, вначале покрошив в капусту львиную долю экранного семейства, предназначенного для растерзания, чтобы затем чуть снизить градус накала — впрочем, снова ненадолго. Пока зритель теряется в догадках, кто или что могло послужить причиной столь одиозной ненависти и столь бесчеловечного поведения, режиссер с изящной, исконно французской скупостью подкидывает один финт за другим, чтобы в финале обнажить всю ту неприкрытую в своей кошмарности задумку, которую со временем, словно падальщики, растащили в свои проекты режиссеры и сценаристы самых разных рангов и талантов — от гениальнейших до абсолютных бездарностей. Но следует помнить, что изначально идея была предложена именно Ажа, который не просто ее выносил и воплотил в жизнь, но и сумел довести до такой степени кульминации, когда мозг агонизирующе вопит о своем несогласии с предложенной реальностью.
Глядя на безукоризненно выпестованные экранные страдания и метания героинь Мари и Алексии понимаешь, насколько тонкими могут быть изыски нашего разума. Насколько хрупка власть того самого «Я», выведенного под микроскоп психологии Зигмундом Фрейдом, и как предательски незаметно оно способно капитулировать под натиском чего-то куда более темного, малоизученного
и гротескного, что содержится внутри каждого из нас, этого пугающего, загадочного «Сверх-Я», способного на манер серого кардинала дергать за ниточки ничего не подозревающей марионетки. И как мало мы знаем о нас самих, пока не наступит критический по последствиям момент. И как много можем поведать другим — жаль только, что большинство из них не доживет до рассвета.
Добавить комментарий