Автор Эрик Шугорт
«Экзорцист» Уильяма Фридкина принадлежит к числу фильмов ужасов, не столько пугающих зрителя конкретными эпизодами, сколько удерживающими напряжение на протяжении всего хронометража. По современным лекалам это скорее мистический триллер, в котором саспенс только усиливается по мере приближения развязки. При этом фабула не ограничивается одной только историей одержимости. «Экзорцист» — фильм ужасов с двойным дном, если хотите — история о переосмыслении веры одним конкретным человеком. Главным действующим лицом ленты является отнюдь не оказавшаяся в объятиях дьявола девочка и уж тем более не старый экзорцист, задвинутый словно нарочно на второй план. В центре сюжета падре Каррас, человек скитавшийся, половину жизни искавший себя в мире победившего прагматизма. И пока боксерский ринг сменялся алтарем, а тот, в свою очередь, университетской кафедрой, где-то среди исписанных и оплеванных стен бедного квартала, под треск старого радио, умирала родная мать. Чувство вины проникло острыми спицами в самое нутро, как всегда пытаясь сломать того, чья совесть меньше всего походит на грязную рубаху. Именно встреча лицом к лицу с абсолютным злом становится для теряющего точку опоры священника своего рода шансом на искупление, подтверждением тому, во что он истинно верил все эти годы. Сберечь юное дитя, пожертвовать ради него всем, что потребуется, и спасти тем самым собственную душу. Священник в фильме Фридкина не предстает высокомерным служкой, предпочитает сутане спортивный костюм и до последнего не хочет верить в одержимость малышки Ригон, ссылаясь на науку.
Достоверно перенося на пленку произведение своего тезки Уильяма Блэтти, Фридкин не отказал себе в удовольствии снять достаточно провокационные сцены. Причем шоковый эффект тут достигается во многом благодаря возрасту девочки захваченной демонической сущностью. Описывая погружающееся во влагалище распятие, Блэтти с одной стороны создал яркий образ истинного божьего антипода, вобравшего в себя всю мерзость человеческую. С другой же, словно демонизировал избавляющуюся от многочисленных табу популярную культуру, стремительно превращающуюся из ангелоподобной девочки в существо, изрыгающее перемешавшиеся с рвотой проклятья. Не брезгуя натурализмом первоисточника, режиссер Фридкин в роли дьявола рисует вовсе не статного красавца, а злобное, бессмысленно жестокое и в какой-то мере беспомощное перед людьми создание. Противостояние Карраса и сатаны — схватка кающегося с насмешником. В мире уходящей веры зло пускает корни глубоко, его не изгнать просто прочитав псалтырь. И в напряженной кульминационной сцене экзорцизма эта схватка доходит до своего апогея, а зрителю остается лишь нервное ожидание, пока полумрак комнаты сотрясают молитвы и истерические вопли. Избежав дешевых спецэффектов, бросив все силы на «дьявольский» грим юной героини Линды Блэр и выверенную атмосферу пропитавшегося проклятием жилища, Фридкин умудрился снять один из самых напряженных фильмов в истории кино. «Экзорцист» оставляет после себя не ужас, но ощущение гнета… а еще вопрос к самому себе: можно ли победить первозданное зло, не отдавшись полностью истинному свету?
Добавить комментарий