Я от фильма получил удовольствие, хотя и признаю за ним шлейф серьезных недостатков, среди которых самый первый — отсутствие способности удивлять и привлекать зрителей — конечно, из-за предсказуемости сюжета. Хотя в последнее время недорогие триллеры и ужастики, снятые по-спартански просто и имеющие в своем активе, как правило, одного известного актера и атмосферные съемки, при всей предсказуемости сюжетов, пользуются успехом. Здесь и «Астралы», и «Синистер» и «Зеркала», и «Судная ночь» и много еще чего — все они показывают противостояние человека и неких неподвластных ему сил. С другой стороны, снятые в противовес масштабным космическим полотнам ленты вроде британской же «Луны 2112», показывающие конфликт человека с самим собой и с вселенским одиночеством, больше тяготеют к интеллектуально-философской фантастике и пользуются успехом у критиков. «Последние дни на Марсе» пытается повторить сомнительный успех «Аполлона 18», который звезд с неба не хватал, и все же неплохо заработал в прокате. Естественно, какой режиссер не мечтает снять еще одного «Чужого»!? И Робинсон в меру сил старается походить на эталонное детище Ридли Скотта.
С первых кадров, в общем-то понятно, что здесь произойдет и чем все это кончится. Но фильм и не тщится удивлять. Тем более, что снят он по рассказу Сидни Дж. Баундса «Кукловоды», да и слишком много фильмов на подобную тематику выходит, поэтому теперь важно уже не что, а как. И это «как» — достаточно симпатично. Визуально эта марсианская сказка обставлена неплохо. Здесь и завораживающие своей… простотой виды Марса (столь непривычные глазу, перед которым прошел «Вспомнить все»), и душные крошечные кабинки, в которых полгода заперты усталые и разочарованные астронавты, замкнутое пространство (при всей его видимой бесконечности), клаустрофобию в котором ощущаешь почти физически, «песчаные» бури, которые скрывают от глаз зрителей и героев все самое жуткое. Конечно, в атмосферности эта лента значительно проигрывает своим лучшим предшественникам, но режиссеру все же удалось создать на экране напряжение, вызвать беспокойство, местами страх. Может, это мое, личное, но мне всегда нужен какой-никакой путь к отступлению и я очень боюсь — в кино и в жизни, когда такие пути отрезаны. Героям этого фильма бежать некуда, надеяться не на кого, и, как в гениальном «Нечто», нельзя довериться даже друг другу.
В этом фильме есть, кроме прочего, элемент жадности знаний, который, как известно, губит первопроходцев. Изо всех сил человечество хочет найти… хоть что-нибудь, хоть кого-нибудь, чтобы удостовериться, что в необъятно громадной Вселенной мы не одни. Как важно человеку ощущать себя не одиноким — как конкретному человеческому индивиду, так и человечеству в целом. С каким радостным безумием реагируют астронавты на неизвестную находку, и каким ужасом все это оборачивается. Для меня в фильме это важнее, чем погоня дэннибойловских зомби за ничего не понимающими астронавтами, хотя, к чести режиссера и монтажера надо сказать, что несмотря на все усилия оператора ничего не показать зрителям, эта беготня сделана динамично, увлекательно и сильно контрастирует с истинно «марсианской» затянутостью в начале, когда фильм лениво и нехотя готовит зрителя к дальнейшим молниеносным событиям, ведь первая часть фильма — кусочек той жизни, какой жили ученые предыдущие полгода. Хотя не отпускает мысль, что таким образом режиссер просто растягивал хронометраж, ведь в принципе рассказик-то — на короткометражку, да и малая форма для Робинсона — куда привычнее.
Возможности Робинсона — в том числе и финансовые — невелики, это пытаются компенсировать кто как: сам Робинсон попытками создать на экране затягивающую атмосферу, сценарист Доусон — монотонными бессодержательными диалогами, после которых ярче будет смотреться последняя треть фильма, оператор — быстрой сменой планов и как бы «неуспевающей» за событиями камерой, а Лив Шрайбер — хорошей игрой. При всем тематическом и художественном различии низкобюджетных триллеров и ужастиков, выпущенных в последние годы, у них есть одно общее свойство — вдохновенная игра ведущего актера и почти всегда это не звезда, снимающаяся у режиссеров-мегаломанов, а крепкий, сильный, скромный актер резерва, которые за неимением звездного статуса стремятся быть максимально точными и правдивыми в своих ролях. Шрайбер был хорошим выбором. Он был достоверен во всех человеческих проявлениях своего героя, в его фобиях, словах, действиях, он четко вел свою линию, и все его действия были оправданы его же характером.
Я смотрел фильм с интересом. Да, это явное подражание, но если подражание получается неплохо, если сделано качественно и с огоньком, почему бы и не отдать ему полтора часа времени? Тем более, что это работа дебютанта, который очень старался, чтоб его заметили и для того выбрал верный, хотя и вызывающий мало уважения ход — копировать мастеров. Хотя хочется верить, что он просто экранизировал свой любимый рассказ, сделал это так, как сделал бы любой на его месте — ну, нельзя уже на эту тему сказать что-то действительно оригинальное! И молодым режиссерам, и зрителям в кровь въелась классика типа «Чужого», и для тех и других — все угадывается так четко, что не требует даже четких сюжетов. Парень старался, кому как, а мне кажется, для дебютанта вполне достойная работа.
7 из 10
И правда вполне нормальный фильм, мне он тоже понравился при всей очевидной вторичности.