Этот год оказался крайне богат на разнообразные кинематографические юбилеи — мы уже праздновали 35-летие «Чужого«, 30-летие «Охотников за привидениями«, 20-летие «Форреста Гампа«, «Криминального чтива«, «Маски«, «Правдивой лжи» и 15-летие «Матрицы«. А на истекших выходных пришла пора чествовать еще один классический фильм из прошлого — многострадальную «Бездну» Джеймса Кэмерона.
Из всей, пускай и не самой большой, но крайней эффектной фильмографии Кэмерона, «Бездна» является пожалуй самым противоречивым и наименее удачным (по крайней мере с коммерческой точки зрения) проектом. Даже в известном трейлере «Аватара», «Бездна» оказалась единственным фильмом Кэмерона, который не был упомянут.
И пожалуй, это закономерно, ибо сложности, с которыми создавался фильм стали настоящей легендой. Можно упомянуть и затянувшиеся почти на 6 месяцев съемки, и ряд проблем при создании подводных сцен и несколько чуть не закончившихся трагедией неприятных инцидентов. Например, во время съемок одного из эпизодов, Эд Харрис чуть не утонул, после чего у него произошел первый, но далеко не последний за время работы над фильмом нервный срыв. Впоследствии, актер поклялся никогда не говорить про съемки «Бездны» после того, как выполнит свои обязательства по промоушену фильма — и до сих пор держит обещание (единственное исключение — документалка про съемки, но она тоже входила в контракт).
Его экранной партнерше Мэри Элизабет Мастрантонио судя по всему тоже пришлось не сладко: кульминация наступила во время съемок сцены реанимации ее героини — когда после очередного дубля, в камере закончилась пленка, то с криком «мы не животные!» актриса психанула и покинула съемочную площадку. В итоге, Эду Харрис пришлось орать свой знаменитый монолог «Goddammit, you bitch! You never backed away from anything in your life! Now fight! Fight! Fight! Right now! Do it! Fight goddammit! Fight! Fight!» пустому месту.
Более 40% фильма были действильно отсняты под водой. Почти все подводные сцены снимались в резурвуаре недостроенной ядерной электростанции, глубиной 18 метров, в который вмещалось 28 миллионов литров воды. Из-за этого, съемочной группе и актерам приходилось каждый день проходить декомпрессию, чтобы не заработать кессонную болезнь.
Говорят, Кэмерон как-то посоветовал съемочной группе облегчаться прямо в водолазные костюмы, чтобы не затягивать и без того выбившиеся из графика съемки. Неудивительно, что ныне мало кто вспоминает создание «Бездны» добрым словом: собственно говоря, практически никто из основных участников съемок более не работал с Кэмероном. Для самого режиссера, «Бездна» тоже стала определенным испытанием, похоронив его брак с Гейл Энн Херд — многие кстати замечали, что отношения двух главных героев фильма подозрительно напоминают реальную историю Кэмерона и Херд.
Из-за всего этого, премьеру фильма пришлось перенести с 4 июля на 9 августа 1989 года. Однако даже это не помогло — ILM не успевала доделать все спецэффекты, и фильм вышел в прокат в сильно порезанном виде. Единственный раз за всю карьеру, Кэмерону пришлось пожертвовать оригинальной концовкой — из фильма пришлось полностью удались весь подюсжет с вызванными пришельцами гигантскими цунами.
Но и это не помогло фильму стать хитом. Конечно, продажи на видео позже позволили ленте отбить бюджет и разумеется кино получило заслуженный Оскар за визуальные эффекты, но в целом «Бездна» как-то затерялась между двумя знаменитыми сиквелами канадца — «Чужими« и «Терминатором 2«. Правда стоит отдать Кэмерону должное — после успеха «Терминатора 2», ему удалось выбить денег на то, чтобы доделать оставшиеся сцены «Бездны». В итоге, в 1993 году он выпустил специальное издание фильма, которое было на полчаса длиннее театральной версии. Оно было встречено веcьма позитивно и немало способствовало улучшению восприятия фильма.
Сейчас, по прошествии стольких лет, «Бездна» на мой взгляд по прежнему смотрится вполне пристойно, как один из классических фильмов минувшей эпохи. Отличные съемки, впечатляющие декорации и актеры, действительно находившиеся на грани — даже несмотря на все проблемы со сценарием, далеко не каждый фильм может похвастаться таким багажом.
Ну и нельзя не отметить самое главное достижение ленты, которое можно сказать открыло новую эпоху в кинематографе. Речь конечно же идет о знаменитой сцене с водяным щупальцем, ставшей одной из настоящих вех в использовании технологии CGI в кино. Поскольку на тот момент никто не знал, получится ли все как надо, то сцена создавалась с учетом того, что ее возможно придется удалить из фильма.
Смотрел документалку об этом фильме с интервью авторов и актёров, и было очень интересно вникать в процесс съёмки, понимая насколько она была сложной с технической стороны.