Меланколи Мо с грустью смотрела в окно, наблюдая за остановившемся автобусом, за начавшимся ливнем, за странным человеком в белом плаще и с красной сумкой. То ли его привёз автобус, то ли он пришёл с дождём…
Кто он, этот загадочный пассажир дождя? Ответов будет несколько. Виртуозный автор остросюжетной прозы Себастьен Жапризо определит его, как психопата и насильника. Консервативный режиссёр Рене Клеман увидит в нём жестокого гангстера. Другой, более прогрессивный, режиссёр Альфред Хичкок скажет, что никакого пассажира не было, а человек с автобуса — фантом, анекдотичный сачок для ловли горных львов. Льюис Кэрролл возразит и укажет на благостное значение незнакомца, обозначив его как Белого Кролика, манящего в увлекательное путешествие в причудливый мир, где каждое новое событие «всё страньше и страньше». Зигмунд Фрейд согласится с уважаемым писателем и расширит характеристику пассажира бездной психоаналитических нюансов, увидев в нём живое окно в подсознание, грубую возможность разом проститься с детством и стать взрослым. Фрэнсис Лей плюнет на все умности, поймёт, что человек со злыми глазами — шутка высших сил, явление купидона и напишет свою самую великую мелодию о безысходной влюблённости двух одиночеств. Все окажутся правы, но и все ошибутся. Дождь быстро пройдёт и первые солнечные лучи осушат опавшую с небес влагу и навсегда разведут судьбы удивительно женственной Меланколи Мо и насмешливо сурового Гарри Доббса.
Марлен Жобер и Чарльз Бронсон сыграли свои лучшие роли в фильме, который так никогда не будет понят до конца. В фильме, который никогда не надоест в потоке пересмотров. Мелодрама в оболочке триллера. Детектив с дутой интригой. Криминальная драма в лоскутных отражениях дождливых капель. «То ли колодец был очень глубок, то ли падала она очень медленно…». Пространство восприятий расширяется. Магия кино в манере рассказа. В диктовке истории таким образом, чтобы ничего не объяснять как можно дольше, чтобы продлить падение в колодец, заставив поверить в его бездонность. Да, тайна таинственного пассажира будет раскрыта, брошенный Гарри Доббсом орех разобьёт стекло, Меланколи распрощается с мучившей её меланхолией, а с неспешными титрами чудесная музыка Лея обретёт не менее чудесный текст. Но будет ли это финалом и достигнет ли героиня спасительного дна колодца, знает один лишь дождь…
Страница фильма «Пассажир дождя» в КЛУБ-КРИКе
Красивый отзыв на прекрасный фильм. И я всецело согласен, что в случае с «Пассажиром дождя» на первом месте именно магия кино, атмосферная завораживающая стилистика, а не полное осмысление истории. Фильм не отвечает на все вопросы, но именно этим он и прекрасен.