Шведская провинция. В многоквартирный дом вселяется пожилой мужчина с девочкой — подростком. Мужчина начинает подвешивать в округе людей и пускать из них кровь в специальную канистру, чтобы кормить девочку. Девочка начинает дружить со своим соседом ровесником (вроде бы) Оскаром — мальчиком умным, но замкнутым. Его обижают одноклассники. Оскар и Элли встречаются по ночам во дворе или переговариваются через стену морзянкой. Днём Элли спит. Это любовь. Любовь чистая, бескорыстная, не пошлая. Остальное, как везде — «человеки» погрязшие в быте, пьянстве, жестокости и тупости. Снега в фильме больше, чем крови, но и то и то снято прекрасно.
Казалось бы, к 21 веку о вампирах нового сказать нечего. В какую среду или контекст их не помещай, выходит старая как мир, история на манер сверхуспешных экранизаций Стефани Мейер. Интересные проекты последних лет на эту тему либо сопряжены с игрой в постмодерн («Блэйд»), либо в уход в прошлое («Интервью с вампиром»). Фильм Альфредсона уникален не только оригинальным подходом. Неудивительно, что Голливуд сразу же купил права на собственную версию.
Вообще, по жанру «Впусти меня» больше мелодрама и хоть происхождение вампирства Элли не объясняется, а старик живущий с ней так и остаётся инкогнито, элементы хоррора для режиссёра не художественная условность. Как в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова нечисть противопоставлена социуму со знаком +. Только Булгаков разоблачал советскую бюрократию, апеллируя к политическому неустройству уродующего человека. Альфредсон избегает социального контекста. Его история универсальна. После просмотра, понимаешь, что не только в российской глубинке всё плохо. То же самое и в стране с одним из самых высоких уровней жизни. Режиссёр не иронизирует, не высмеивает и не обвиняет модель общества, которое со своей любовью к ближнему, гуманизмом и классовыми отношениями уничтожает друг друга. Оно заслуживает только презрения. Винтики этого социума достойны лишь быть пропитанием для чудом залетевшей в их блондинисто-скандинавские края черноволосой девочки с пронзительно чёрными глазами. Противопоставление не исчерпывается внешностью, хотя даже Оскар отличается от остальных чрезмерной светлостью. Белое и Чёрное своей гармонией победят всё зло. А зло тут не Элли, спокойно истребляющая мирных граждан.
Восхищает сценарий Йона Айвиде Линдквиста причудливым сочетанием волшебства с бытовым реализмом. Бытовых подробностей и психологических нюансов взаимоотношения людей куда больше мистики, но создано всё настолько убедительно. что те немногие хоррор — сцены бьют в точку и запоминаются, учитывая, что участие компьютера практически отсутствует, а большинство сцен даются общими планами. Мастерство режиссёра придаёт каждому такому эпизоду символичность. Особенно впечатляет финал.
Из мистических ограничений здесь 2 пункта: Элли и подобные ей бояться кошек (как в «Лунатиках» по Кингу) и ещё она не может войти в помещение другого хозяина, если её не пригласят. Когда же тебя достаёт деловитая босота, нападающая скорее по статусу. нежели из-за садистских наклонностей, как тут не впустить в свою жизнь кровожадного вампира, тем более, в таком симпатичном образе! Изображение «мальчишей-лохишей» достойно похвалы. Банда малолетних бандитов нечего, вроде бы, Оскару особо страшного не делает, но мизансцены такие, что за Оскара боишься. Особенно удался лидер бандочки: внешне — рекламный юнец, душка, но по сути — мразь редкостная.
Кровавость некоторых сцен и несколько провокативная мораль не мешает рекомендовать фильм к семейному просмотру.
10 из 10
Добавить комментарий