Режиссёр этой замечательной картины Джеймс Уэйл (James Whale) – личность в «страшном» жанре знаковая и весьма талантливая, подарившая миру настоящую классику, навечно оставшуюся нетленным стандартом хоррора с примесью научной фантастики. Именно благодаря ему мы можем наслаждаться франшизой золотой жанровой поры студии «Universal» о порождении барона Франкенштейна, не говоря о других работах автора.
Сюжет фильма рассказывает о группе людей, угодивших в жуткое ненастье, вынужденных попроситься на ночлег к хозяевам мрачного дома. Его жильцы окажутся этакой тёмной душой просторной постройки, заслуженно вынесенной в заглавие ленты, прекрасно оформленной декораторами, производя мощную угнетающую атмосферу. Собственно доминирующий аспект постановки, рассчитанный на запугивание публики, действует верно, достигая болевых точек зрителя, мастерски препарируя прописанную ситуацию. Мелкие детали устрашающей недоброй ауры ткут единое жанровое полотно, когда почти физически ощущается повисшая зловещая тайна, словно некая фатальная мистика обосновалась в чёрных комнатах, непроглядных закоулках, за тяжёлыми замками на массивных дверях, на последних этажах, куда не решаются ступать даже владельцы жилья. Постоянные недомолвки, намёки, скрипы, голоса, подозрения, и не уточнённый до поры до времени страх сочно пропитывает каждый кадр.
Нарочно почти весь хронометраж до кульминационной развязки автор избегает дать имя ужасу, но профессионально управляет его аурой, искусно обходясь без всяких чудищ, вычленяя эффект жути в недосказанной угрозе для группы лиц, причём как очевидно положительных – гостей, так и для знающих секрет – хозяев. А это дорогого стоит, что в классические 30-е, когда спецэффекты почти полностью отсутствовали, и требовалось нагнетать зловещую ситуацию за счёт атмосферы, тем паче сейчас в контраст с пресыщением визуального буйства, порой идущего полностью взамен идейного наполнения.
Актёрский состав подобран наравне с упомянутым в начале текста режиссёром, являя точно выведенные характеры персонажей, часто ложно меняющих «окрас» из злодеев в жертв и наоборот. Абсолютно все справляются в разыгранной партии, для любителей чёрно-белой поры вовсе будучи прекрасно узнаваемыми. Это, конечно, лицо жанра Борис Карлофф (Boris Karloff) фактурно выводящий угрюмого немого дворецкого, не сулящего ничего хорошего, если напевается. А так как погода мерзкая, то подобное обязательно произойдёт! Что забавно, так перед показом фильма существует продюсерская записка, разъясняющая личность актёра, дабы открыть зрителям один существенный нюанс, помогающий узнать в Карлоффе исполнителя монстра Франкенштейна из недавнего популярного мега-хита проката. Ведь все мы помним, что там его имя в титрах упрятали интригующим знаком «?». Несмотря на стойкий дух страха, картина не лишена и чуточки комичных элементов, гармонично представленных Чарльзом Лотоном (Charles Laughton), сумевшим привнести в рассказ забавного упитанного персонажа. Апогей же со сценой бесед с визуально неожиданно-нетипичным, но достоверным сумасшедшим получился где-то на грани маленького шедевра жанра, приятно удивляя игрой на контрасте, когда тщедушный старичок специально затмевает верзилу Карлоффа в толстом гриме.
В целом фильм производит самые приятные впечатления за толковую работу, даже удивляя значительно меньшим вниманием публики, нежели культовые ленты режиссёра, которым данная не уступает по накалу необходимых страстей. В каком-то роде это кино стало универсальной почвой для будущего множества иных картин в схожей фабуле, ведь совсем небольшие привнесённые корректировки могут без труда легко расширить начальную концепцию для той же брутальной резни бензопилой по-техасски, комичной феерии мюзикла Рокки Хоррора или пародийного семейства Аддамс… Лично я безвозвратно влюблён в «страшный» кинематограф золотой поры и поэтому с огромным удовольствием ощутил прекрасное томительное чувство остаться на нескончаемую ночь в старом доме, переполненном страхом и загадкой, чего желаю будущим зрителям, ценящим классику.
P.S. Громадное спасибо Ире (irina15) за рекомендацию посмотреть этот фильм, который без сомнений вошёл в личный список, как один из лучших в жанре.
Сюжет:
Разыгравшаяся жуткая непогода создаёт невозможность продвижения дальше на автомобиле, поэтому муж с женой и их друг просятся переночевать в одинокий дом. Хозяева – полны секретов, как и жильё, где царит мрак и поселившаяся жуть, постепенно окутывающая гостей. Что там упрятано на верхних этажах и почему это вселяет такой страх владельцам дома?..
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Спасибо за отзыв, Рома. 🙂 Знаешь, один из немногих фильмов, которые начинаешь смотреть и уже минут через пять понимаешь, что фильм тебе жутко нравится. И удовольствие не исчезает до финала. Это шедевр, согласна. 🙂
Ира, это тебе, как всегда, спасибо за советы к просмотру тех фильмов, которые приносят большое или огромное удовольствие 🙂
С этим фильмом те же чувства, я тоже только включил так сразу ушёл в него с головой и интерес не ослабевал ни на минуту.
Я давно хотел посмотреть этот фильм, с тех пор, как читал о Чарльзе Лоутоне. У Уэйла видел «Франкенштейн». Борис Карлофф всё-таки актёр перехваленный, но сам фильм мне весьма пришёлся по душе. Хотя мне больше нравится хоррор США начиная с 1950-х гг.
Ну, думаю, Карлофф актёр больше жанровый и хвалили его в определённый период бума на фантастику-ужасы в тридцатые-сороковые годы, а после он уже числился ветераном хоррора и играл на узкую аудиторию.