Сложно ли снять хороший фильм о происшествии на борту самолета? Можно, но это не так просто. Ограниченное пространство, некуда деваться, в кадре одни и те же лица, ряды кресел да облака в окне. Как сделать такое кино напряженным и захватывающим? Уж проще снять комедию вроде «Аэроплана»… Однако тема просто просится на экраны — многие люди боятся авиаперелетов, а если подхлестнуть фантазию… Из относительно недавних лент вспоминаются неудачный «Змеиный полет», неоднозначная «Тревожная кнопка», трилогия о «Турбулентности», боевик с Олдманом и Фордом «Самолет президента», «Ночной рейс» Уэса Крейвена, реалистичный «Потерянный рейс»… Из самых удачных недавних образцов стоить выделить фильм «Иллюзия полета» (2005).
«Воздушный маршал» во многом напоминает как раз «Иллюзию полета» — в обоих фильмах режиссерами выступают выходцы из Европы, в центре сюжета задействованы воздушные маршалы, и там и там есть маленькая девочка на борту, плюс главным подозреваемым для наземных служб становится тот, кто как раз пытается всех спасти. Только если в «Иллюзии полета» сражаться за жизнь пассажиров приходилось героине Джоди Фостер, то в «Воздушном маршале» за дело берется хмурый и депрессивный герой Лиама Нисона.
Выбор исполнителя главной роли кажется очевидным — после успеха «Заложницы» все будто забыли, что Нисон сыграл в массе сложных психологических драм («Список Шиндлера», «Кинси»), и теперь предлагают ему возрастных «крепких орешков» (или античных богов, для разнообразия). Что ж, старый конь борозды не портит, и Нисон доказал, что помимо «Заложницы» вполне способен удержать на себе полтора часа беготни и стрельбы — как в недавнем «Неизвестном» испанского режиссера Хауме Кольет-Серра. И раз уж Кольет-Серра снова у руля проекта «Воздушный маршал» (в оригинале — «Non-stop» — «Без остановки»), то другого выбора на роль служителя закона в небесах и быть не могло. По иронии судьбы, его напарницей в этом фильма стала Джулианна Мур, вновь неуловимо напоминающая про «Иллюзию полета». Почему? Потому что Джулиана Мур и Джоди Фостер в свое время играли одну из самых главных героинь страшного кино — Клариссу Старлинг из фильмов о Ганнибале Лектере! Впрочем, в «Воздушном маршале» Мур играет далеко не экшн-героиню — ее оружие: природное любопытство, пытливый взгляд и вера в людей! А что у героя Нисона? Отличная боевая подготовка, пистолет и… похмелье (привет «Экипажу» Земекиса!)
Начинается фильм довольно бодро — герой садится в самолет, автоматически присматриваясь к пассажирам: кто из них выглядит странно? Может быть, араб с сумкой врача? А может, бритоголовый здоровяк с колючим взглядом? А может быть, парень, который снимает всех на смартфон? Профессиональная паранойя героя передается и зрителю — постепенно начинаешь в каждом предполагать террориста — включая стюардесс и пилотов. Самолет взлетает, и вот уже на смартфон героя (который подозрительно напоминает пейджер) начинают приходить угрозы. Кто-то собирается убивать людей на этом самолете каждые 20 минут, пока ему не переведут 150 миллионов долларов. Большая ошибка! (Кстати, респект локализаторам фильма — все текстовые сообщения переведены на русский, включая имитацию текста на разбитом экране!)
Первая половина фильма смотрится отлично — сюжет развивается динамично, главные подозреваемые тут же становятся первыми трупами, да и на героя Нисона интересно смотреть: естественно, сценаристы припасли ему жалостливую предысторию — у него и семейная трагедия, и боязнь полетов… Интересной фишкой является и то, что преступник, словно шахматист, подстраивает всё так, что главным подозреваемым становится сам маршал (те, кто смотрели «Иллюзию полета», поймут). Количество активных участников сюжета растет, история достигает критической отметки…
С момента же «раскрытия карт» «Воздушный маршал», как и многие триллеры, теряет обороты, прежде всего из-за более чем сомнительной мотивации «злых сил». Внезапно интересный герой и люди вокруг него превращаются в статистов на бумаге у сценариста — уж очень надуманной и «шитой белыми нитками» становится история, а маршал Билл (даром, что предпенсионного возраста и с похмельем) начинает обладать просто суперменскими способностями. И всё-таки стоит отдать должное авторам — догадаться, кто повинен в беспределе, творящемся на борту самолета, довольно сложно. А что еще нужно хорошему триллеру?
Как порой пугающе случается в жизни, реальность иногда сама подбрасывает истории почище вымысла — поэтому во время просмотра фильма не раз вспоминался самолет с более чем 200 пассажирами, просто исчезнувший 8 марта в океане где-то между Индонезией и Китаем. Был ли там на борту «воздушный маршал» и что там произошло? Когда-нибудь мы об этом узнаем (а Голливуд непременно снимет кино), а пока люди, склонные к аэрофобии, будут с еще большей тревогой входить в самолеты. Особенно те, кто посмотрели «Воздушного маршала»…
P.S. Присмотритесь к эпизодическому персонажу — стюардессе-афроамериканке с невероятной прической. Она на экране появлется от силы 5 минут, и это ее второй игровой фильм в карьере. За свой первый фильм — «12 лет рабства» — актриса Люпита Нионго две недели назад получила «Оскар». Так что у этой стюардессы есть Оскар, а у Ди Каприо нет. Где справедливость? 🙂
Страница фильма «Воздушный маршал» в КЛУБ-КРИКе
Также читайте:
Такая же прическа как у Люпиты,у Грейс Джонс была, помнится. 🙂
Всё новое – это хорошо забытое старое 🙂
Уже успел заценить, хороший триллер, при всех кино-условностях смотреть его было интересно, и Лиам Нисон классно сыграл!
Из новых триллеров этот мне хочется посмотреть, хотя «Иллюзия полёта» восторга не вызвала. Из фильмов-экшен про самолёт мне больше всего нравится «Решение о ликвидации» / «Приказано уничтожить».