Автор Ortega-y-Gasett
Фильм Тима Бёртона очень необычен в своей многослойности смыслов. На фоне миниатюрных декораций, героев-типажей и авантюрного сюжета, как в мире кривых зеркал, отразилась целая культурная эпоха. За простым сказочным сюжетом проскальзывают идеи общечеловеческого философского характера, что делает фильм уникальным и особенным.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЛАН. Каждый персонаж фильма, как и каждое постриженное Эдвардом дерево, представляет собой образ типаж. Действие фильма происходит в маленьком городке, символизирующем мир в целом. В нескольких персонажах, как в ярких карикатурах, Тим Бёртон изобразил все общество (женщины рулят), имеющее голос. Это и духовенство в образе женщины, увидевшей в Эдварде дьявольское отродье. Это широкий круг туповатых сексапильных домохозяек, в приступе фанатичной эйфории бросающихся на все новое и яркое, но это еще и образ дельца, наживающегося чужим трудом. Это заурядные сплетницы, создающие общественные ценности. Это образ богача, разрушающего жизни других людей. Это образ влюбленной женщины, спасающей своего любимого. Конечно же, это образ американской семьи в картинной раме классического художника. Это свет и жажда жизни в образе Эдварда.
Забавно, что ярким представителем общества является собирательный персонаж матери семейства, распространителе женской косметики «Эйван». Она заменила сразу несколько образов. Самым ярким из которых, несомненно, является журналист, сующий свой нос везде и разрушающий чужие судьбы. Ее привлекает в Эдварде его непохожесть на привычных людей. Она берет его себе в дом как игрушку, на которую бы прибежал посмотреть весь город, а заодно ее косметика бы распространялась с бешенным успехом. Эту героиню мы видим в самом начале фильма, когда она ходит по домам и предлагает свою косметику. Все от нее шарахаются и захлопывают дверь. С приходом Эдварда ее дом становится эпицентром городского внимания. С какой надеждой она ждет гостей на новогодний праздник у елки, когда же никто не приходит, для нее это становится «маленькой смертью». Вместо того, чтобы спасти Эдварда, она оплакивает за кадром свое поражение…
По контрасту к ней и ее обществу показана фигура Эдварда. В силу своей нетипичности и творческих исканий он несет в город совершенно иной волшебный мир. С его легкой руки город просыпается и оживает, в нем даже выпадает снег. Каждое дерево приобретает свою индивидуальность под его божественной «стрижкой». Красиво выглядит улица, где зеленью изображена стая дельфинов или танцующая балерина. Каждая собачка под его легким прикосновением становится особенной. Как и собачки, меняется и женское общество, приблизившись к идеалу прической, а не сердцем или головой. Эдвард соединяет в себе весь спектр городских и небесных цветов и наполняет все, к чему прикасается, новым сиянием. Он привносит в мир настоящее волшебство, которое выдает в нем гениального и чуткого мастера.
РОМАНТИЗМ. С позиции реальности фильм больше походит на сказку, где в реальность входит загадочное и нетипичное в виде человека-куклы (излюбленный образ немецких романтиков). Эта «кукла» оказывается живее любого человека и позволяет увидеть романтическую сторону реальности, но при этом несет в себе зло. Не случайно, лицо Эдварда исполосовано шрамами, неслучайно он чувствует вину за смерть отца-изобретателя, неслучайно в эмоциональном порыве своими неуклюжими движениями он ранит мальчика. Зло, как бы само, независимо от Эдварда выходит наружу, подпитываясь ненавистью «человека толпы». Как это не печально, но сюжет развивается по романтическому канону. Режиссер накладывает реальность Эдварда на реальность человека толпы. Никакого взаимодействия между ними не может быть. Реализм отталкивает романтизм как «более слабое», единичное и нетипичное.
На МЕТАФОРИЧЕСКОМ УРОВНЕ Эдварда можно рассматривать как человека без телесных изъянов, только вот с богатейшим внутренним миром. Чтобы зритель мог увидеть необычность мира Эдварда, Тим Бёртон мастерски материализирует внутренний мир во внешний облик. Образ Эдварда получился кричащим. Его прическа, цвет кожи, одежда, руки — все это обращает на себя внимание. Подобно тому, как люди восприняли такого Эдварда, они восприняли бы любого гения. Тим Бёртон сумел искусно обыграть все психологические критерии взаимодействия заурядной публики и необыкновенного человека, когда последний выступает как «чужак». А, как известно, чужих/иностранцев/иноверцев толпа всегда пытается вытолкнуть из своей реальности, чтобы сохранить свою самобытность и психологическое «здоровье».
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН фильма связан с идеей «американской мечты». Не секрет, что для многих Америка ассоциируется с большими надеждами и исполнением заветных желаний, чему и способствует миф об «американской исключительности» и «американской мечте». Неоднократно в американской действительности человек идей сталкивается с непониманием «людей стада». Выходов из этой ситуации два: 1) стать таким же заурядным, как все или 2) стать изгнанником общества, шутом, клоуном. (Вспоминается при этом один литературный образ романа Т. К. Бойла, где покорять Америку едет молодой и наивный японец. Американская богемная элита приводит героя к полной капитуляции перед жизнью, и чтобы хоть как-то высказать свой протест, юноша делает себе харакири ложкой). Эдвард выбирает искусство без границ, создав свой собственный мир, где нет места для страха и гнева, а есть лишь красота и его творчество.
СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Именно в этом плане показано полное несоответствие Эдварда социальным критериям общества. Здесь на первое место выходит этика. Неслучайно из жизни героя до появления в людском мире изобретатель-отец преподает Эдварду правила общественного общежития, затем отец людского семейства спрашивает, чтобы сделал Эдвард, если бы нашел чемодан с деньгами. Вместо общепринятой морали и этикета, с помощью которых у человека меньше шансов оказаться в смешном положении (как ему преподает этикет отец-изобретатель), Эдвард выбирает любовь и совесть. Он как ребенок, которым управляют невиданные стихийные силы. Он хочет любви и счастья, но в мире людей эти ценности оказываются на последнем месте. В глазах общественного мнения Эдвард выходит мизантропом, который живет параллельно всем законам общества, а потому его мысли и поступки считаются аморальными. Общественное мнение накидывает на него ярлык порока, который во что бы то ни стало надо истребить. Именно поэтому толпа гонит Эдварда из города.
Это лишь малые крохи того, что можно сказать о фильме. Никакие слова не смогут заменить действия, развертывающегося на экране, и образ Эдварда такой неземной и наивно прекрасный.
Блестящий отзыв, спасибо автору! Включил рецензию в нашу рубрику «Серьезный разговор», так как помимо анализа фильма статья является вдумчивым размышлением о жизни в целом.
Отличный анализ! Спасибо за чтение!