Малкольм МакДауэлл (Malcolm McDowell), урождённый Малкольм Джон Тейлор (Malcolm John Taylor), появился на свет 13 июня 1943-го года, Лидс, Йоркшир, Великобритания.
Будущий актёр, впоследствии лет по заслугам названный «гением» одним одарённым режиссёром, подрабатывал барменом в пабе отца, после освоил профессию коммивояжёра, торгующего кофе, что спустя некоторое время позволит ему подарить идею к шедевру, наполненному тысячей и одной метафорой – «О, счастливчик!» («O Lucky Man!»). Поступив в университет города Кэннока, начав изучать актёрское мастерство, МакДауэлл уже приступает играть в театре, после – сниматься для телевидения.
Дебютом на большом экране стала главная роль в злободневной картине «Если…» («if…»), показывающей неприглядное нутро высших престижных учебных заведений Англии, выпускающих в свет молодую лицемерную элиту общества, прошедшую через тески студенческой дедовщины, наполненные самодурством и особой иерархии, старающейся лишить личность индивидуальности и всяких мыслей в голове, кроме безоговорочного повиновения системе. Бунтарский дух свободы, особо актуальный для выхода произведения на экраны, гармонично соответствовал центровому персонажу, олицетворившему данный кино-манифест в амплуа предводителя группы студентов, решивших устроить массовый расстрел. Мэтр Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), заметив дебютанта в этом фильме, приглашает его участвовать в съёмке культового и невероятно скандального, возможно даже человеконенавистнического, словно приговор людскому обществу, шедевра-экранизации «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange»).
Главная роль отрицательного персонажа Алекса ДэЛарджа принесла не только ряд престижнейших наград критиков для молодого актёра, не только открыла дорогу в мировое кино и дала мощнейший старт в карьере, но стала целой вехой остросюжетного умного кинематографа, предоставив одного (по мне единственного из возможных за счёт своей правды на фоне футуристического антуража) из самых пугающих злодеев, когда-либо воссозданных на экране. Юный преступник был по праву ужасен в своей идеологии «старого доброго ультранасилия», ведь он не чудище, а человек, несущий абсолютное Зло: силы, коварства, манипулятивности и всего остального, которое нельзя излечить наукой, исправительным учреждением, и проще всего вскармливать с ложечки в одной из показательных сцен, несущих жуткий подтекст. Воплотив то самое гениальное мастерство, физически и эмоционально пройдя стадии различных метаморфоз, МакДауэлл, по сути, уже мог ничего и никогда не играть, попросту исчезнуть, но навсегда нестираемо остаться символом людского Зла в пристальном взгляде под шляпой-котелком, о котором до сих пор рассуждают кинокритики или, вдохновившись энергетикой, пишут песни музыканты.
Однако спустя два года было второе сотрудничество с Линдсей Андерсоном (Lindsay Anderson), который ранее ставил упомянутый «Если…» («if…»). Очередной шедевр «О, счастливчик!» («O Lucky Man!»), выглядящий сатирой на общество и массовую культуру потребления с её законами при желании высоко подняться, но однажды больно упасть, на самом деле оказался глубинным поиском истинного жизненного пути Человека, проходящего сквозь двойственные нравственные принципы, религию, страсти, чтоб в итоге обрести бесценную мудрость опыта уяснив на собственной шкуре, что вся жизнь только бесконечная игра, где нет конца и края, нет твёрдых правил, где даже нет рамок и в финале можно легко оказаться на кастинге с режиссёром, требующим улыбаться на камеру прямо в лицо зрителей через экран под свет софитов. Спустя девять лет выйдет завершающая часть этой своеобразной трилогии – «Больница ‘Британия’» («Britannia Hospital»), уже более шутливо, но всё так же едко и больно выносящая приговор. Уже не обществу, а целой родной стране режиссёра, метафорически замкнутой суматошным комичным госпиталем, где многие персонажи недвусмысленно носили имена из того самого бунтарского высшего заведения, развалившегося на куски в вооруженной анархии.
Обретший заслуженную мировую славу Малкольм МакДауэлл в 70-е не забывает частенько возвращаться в Англию для работы в классических театральных постановках. Вскоре снова попробовав силы в скандально-громком проекте у итальянца Тинто Брасса (Tinto Brass) в феноменально дорогостоящей исторической эротике «Калигула» («Caligola»), и появившись в первой голливудской картине «Путешествие в машине времени» («Time After Time»), актёр резко меняет ориентиры карьеры, ещё пока не сдавая высокие позиции, мелькая в успешном блокбастере «Голубой гром» («Blue Thunder») или ремейке «Люди-кошки» («Cat People»). Но всё же это были эпизоды и далеко не требующие чего-то большего, чем фактурная «злодейская» внешность, которую так часто (обычно кроме неё и ничего больше) эксплуатировал американский кинематограф от талантливого британца. Скоро актёра можно было увидеть в откровенном трэше без всяких прикрас, как скажем низкобюджетный музыкальный балаган «Сойди с ума» («Get Crazy») – отвязная западная вариация нашей «Карнавальная ночь», работы в видеозаставках компьютерных игр, сериалы, озвучка мультиков, копеечные боевики, камео сумасшедших учёных или «типичного англичанина», о котором даже не следует писать в финальных титрах… В одной биографической книге в чудовищном спаде карьеры обвиняли возраст,
что некогда молодой парень поблёк и теперь остался лишь «киношный» злодей, которому самое место в «прямиком-на-видео» или на дальнем канале. Лично же я придерживаюсь несколько иной точки зрения, хоть и отчасти солидарен с названным выше доводом. Дело в том, что полностью перебравшись в Голливуд, в дом на холмах с пальмами, заведя семью, актёр обосновался там, где по определению выходит крайне мало вдумчивых серьёзных картин, достигающих широких масс, где преобладающую популярность заслуживают развлекательные произведения, разные летние блокбастеры – визуальные аттракционы, действующие по законам отбивки вложенных средств в дорогостоящую постановку, центровые роли приезжим британцам заказаны изначально на второстепенные амплуа, максимум – главных антагонистов, а счета оплачивать, как известно, требуется регулярно всем, даже если ты когда-то играл в гениальных фильмах. Да и что греха таить, ведь не каждый день рождаются на свет творцы уровня Кубрика или Андерсона, которые к тому же подолгу вынашивали идеи к очередным лентам. В этот период, пожалуй, стоит выделить любопытную картину «Цареубийца» Карена Шахназарова, рассказывающую мистическую историю о реинкарнации душ, и вышедший в миллениум «Гангстер № 1» («Gangster No.1»), о котором весьма лестно отзывался сам актёр, говоря, что это его лучшая работа за последнее время, однако на деле – чисто субъективно – ничего нового в жанре криминального триллера об английских бандитах там не наблюдается.
Сейчас имя и лицо Малкольма МакДауэлла прочно ассоциируется с эпизодами, вторыми планами, камео в ужастиках, трэшем, на что он лично отвечает, что это всё только половина его творчества. В самом деле, даже в маленьких ролях или картинах с низким бюджетом его талант становится настоящим украшением, а иногда и единственным стимулом к просмотру. Ведь не каждому актёру посчастливилось когда-то сыграть фильмах на века и сделать это так, чтоб навсегда остаться в памяти у миллионов зрителей по всему миру, верно – как говаривал «макдауэлловский» Алекс – братцы мои?
Фильмография ужасов, триллера, фантастики, фэнтези:
- 31: Праздник смерти (2016)
- Дети против монстров (2015)
- Wizardream (2015)
- Око разума (2013) Mind’s Eye
- Cowboys & Engines (2013)
- Shock Value (2013)
-
Санаторий (2013) Sanitarium
- Работодатель (2013) The Employer
- Mischief Night (2012)
- Безмолвная ночь (2012) Silent Night
- Экстирпация (2012) Excision
- Антивирусный (2012) Antiviral
- Филадельфийский эксперимент (2012) The Philadelphia Experiment
- Сайлент Хилл 2 (2012) Silent Hill: Revelation 3D
- Zombex (2011)
- No Rest for the Wicked: A Basil & Moebius Adventure, (2011)
- Я ненавижу тебя, Лос-Анджелес (2011) L.A., I Hate You
- Элвуд (2011) Elwood озвучка
- Истец дьявола (2011) Suing the Devil
- Освобожденные (2011) The Unleashed
- Вампирши (2011) Vamps
- Тайны профессора Мелвилла (2010) Pound of Flesh
- Глоток (2009) Suck
- Хэллоуин 2 (2009) Halloween II
- Книга Илая (2009) The Book of Eli
- Судный день (2008) Doomsday
-
Менталист (2008-…) The Mentalist (сериал)
- Exitz (2007)
- Хэллоуин 2007 (2007) Halloween
- Хроники будущего (2007) Masters of Science Fiction (мини-сериал)
- Список (2007) The List
- Робоцып: Звездные войны (2007) Robot Chicken: Star Wars озвучка
- Герои (2006-2010) Heroes (сериал)
- Тутанхамон: Проклятие гробницы (2006) The Curse of King Tut’s Tomb
- Динотопия: В поисках солнечного рубина (2005) Dinotopia: Quest for the Ruby Sunstone озвучка
- Робоцып (2005-Robot Chicken) (сериал) озвучка
- Пиноккио 3000 (2004) Pinocchio 3000 озвучка
- Темпеста: Порочная страсть (2004) Tempesta
- Эвиленко (2004) Evilenko
- Дориан Грей. Дьявольский портрет (2004) Dorian
- Засну, когда умру (2003) I’ll Sleep When I’m Dead
- Обитель злобных тварей (2003) Inhabited
- Юные Титаны (2003-2006) Teen Titans (сериал)
- Темп (2003) Tempo
- Обмануть всех (2002) I Spy
- Shadow Realm (2002)
- Волшебный король (2002) Beings
-
Остров Фантазий (2002) Fantasy Island
- Воспламеняющая взглядом 2 (2002) Firestarter 2: Rekindled
- Цирюльник (2001) The Barber
- Закон и порядок. Преступное намерение (2001-2011) Law & Order: Criminal Intent (сериал)
- Провал (2001) The Void
- Ночные видения (2001-2002) Night Visions (сериал)
- Остров мёртвых (2000) Island of the Dead
- 2000: Момент Апокалипсиса (1999) Y2K
- Southern Cross (1999)
- Первые 9 1/2 недель (1998) The First 9 1/2 Weeks
- Немой крик (1998) The Gardener
- Остров фантазий (1998-1999) Fantasy Island (сериал)
- Лексс: Темная зона (1997) Lexx: The Dark Zone (мини-сериал)
- Лексс (1997-2002) Lexx (сериал)
- Психушка (1997) Asylum
- Меч короля Артура (1997) Kids of the Round Table
- Гидросфера (1997) 2103: The Deadly Wake
- Две опасные леди (1996) Ringer
- Приключения из книги добродетелей (1996-2000) Adventures from the Book of Virtues (сериал)
- Вчерашняя мишень (1996) Yesterday’s Target
- Там, где правда (1996) Where Truth Lies
- Кулак Северной Звезды (1995) Fist of the North Star
- Sharks of the Red Triangle (1995)
- Танкистка (1995) Tank Girl
- За гранью возможного (1995-2002) The Outer Limits (сериал)
-
Хирург (1995) Exquisite Tenderness
- Киборг 3: Переработчик (1994) Cyborg 3: The Recycler
- Жестокая расплата (1994) Dangerous Indiscretion
- Звездный путь 7: Поколения (1994) Star Trek: Generations
- Поезд в ад (1993) Night Train to Venice
- Человек, который отказывался умирать (1993) The Man Who Wouldn’t Die
- Цареубийца (1991)
- Взбудораженные (1990) Disturbed
- Поцелуй Иезавель (1990) Jezebel’s Kiss
- Класс 1999 (1990) Class of 1999
- Луна 44 (1989) Moon 44
- Байки из склепа (1989-1996) Tales from the Crypt (сериал)
- Закат (1988) Sunset
- The Caller (1987)
- Король Артур (1985) Arthur the King
- Голубой гром (1982) Blue Thunder
- Люди-кошки (1982) Cat People
- Путешествие в машине времени (1979) Time After Time
- Калигула (1979) Caligola
- Заводной апельсин (1971) A Clockwork Orange
- Силуэты на пересечённой местности (1970) Figures in a Landscape
- Если… (1968) If….
Материалы в КЛУБ-КРИКе:
Ссылки:
Да, сегодня имя МакДауэлла в касте означает малобюджетный трэш, хотя есть и исключения («Хэллоуин», «Сайлент Хилл 2»). Может, как-нибудь актер на «Каплю» заглянет? 🙂
Если только насыщенный график позволит, ведь у него в год куча фильмов выходит 🙂