


|
||||
|
Малкольм МакДауэлл (Malcolm McDowell) – биография и фильмография актёраМалкольм МакДауэлл (Malcolm McDowell), урождённый Малкольм Джон Тейлор (Malcolm John Taylor), появился на свет 13 июня 1943-го года, Лидс, Йоркшир, Великобритания. Будущий актёр, впоследствии лет по заслугам названный «гением» одним одарённым режиссёром, подрабатывал барменом в пабе отца, после освоил профессию коммивояжёра, торгующего кофе, что спустя некоторое время позволит ему подарить идею к шедевру, наполненному тысячей и одной метафорой – «О, счастливчик!» («O Lucky Man!»). Поступив в университет города Кэннока, начав изучать актёрское мастерство, МакДауэлл уже приступает играть в театре, после – сниматься для телевидения. Дебютом на большом экране стала главная роль в злободневной картине «Если…» («if…»), показывающей неприглядное нутро высших престижных учебных заведений Англии, выпускающих в свет молодую лицемерную элиту общества, прошедшую через тески студенческой дедовщины, наполненные самодурством и особой иерархии, старающейся лишить личность индивидуальности и всяких мыслей в голове, кроме безоговорочного повиновения системе. Бунтарский дух свободы, особо актуальный для выхода произведения на экраны, гармонично соответствовал центровому персонажу, олицетворившему данный кино-манифест в амплуа предводителя группы студентов, решивших устроить массовый расстрел. Мэтр Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), заметив дебютанта в этом фильме, приглашает его участвовать в съёмке культового и невероятно скандального, возможно даже человеконенавистнического, словно приговор людскому обществу, шедевра-экранизации «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange»). Главная роль отрицательного персонажа Алекса ДэЛарджа принесла не только ряд престижнейших наград критиков для молодого актёра, не только открыла дорогу в мировое кино и дала мощнейший старт в карьере, но стала целой вехой остросюжетного умного кинематографа, предоставив одного (по мне единственного из возможных за счёт своей правды на фоне футуристического антуража) из самых пугающих злодеев, когда-либо воссозданных на экране. Юный преступник был по праву ужасен в своей идеологии «старого доброго ультранасилия», ведь он не чудище, а человек, несущий абсолютное Зло: силы, коварства, манипулятивности и всего остального, которое нельзя излечить наукой, исправительным учреждением, и проще всего вскармливать с ложечки в одной из показательных сцен, несущих жуткий подтекст. Воплотив то самое гениальное мастерство, физически и эмоционально пройдя стадии различных метаморфоз, МакДауэлл, по сути, уже мог ничего и никогда не играть, попросту исчезнуть, но навсегда нестираемо остаться символом людского Зла в пристальном взгляде под шляпой-котелком, о котором до сих пор рассуждают кинокритики или, вдохновившись энергетикой, пишут песни музыканты. Однако спустя два года было второе сотрудничество с Линдсей Андерсоном (Lindsay Anderson), который ранее ставил упомянутый «Если…» («if…»). Очередной шедевр «О, счастливчик!» («O Lucky Man!»), выглядящий сатирой на общество и массовую культуру потребления с её законами при желании высоко подняться, но однажды больно упасть, на самом деле оказался глубинным поиском истинного жизненного пути Человека, проходящего сквозь двойственные нравственные принципы, религию, страсти, чтоб в итоге обрести бесценную мудрость опыта уяснив на собственной шкуре, что вся жизнь только бесконечная игра, где нет конца и края, нет твёрдых правил, где даже нет рамок и в финале можно легко оказаться на кастинге с режиссёром, требующим улыбаться на камеру прямо в лицо зрителей через экран под свет софитов. Спустя девять лет выйдет завершающая часть этой своеобразной трилогии – «Больница ‘Британия’» («Britannia Hospital»), уже более шутливо, но всё так же едко и больно выносящая приговор. Уже не обществу, а целой родной стране режиссёра, метафорически замкнутой суматошным комичным госпиталем, где многие персонажи недвусмысленно носили имена из того самого бунтарского высшего заведения, развалившегося на куски в вооруженной анархии. Обретший заслуженную мировую славу Малкольм МакДауэлл в 70-е не забывает частенько возвращаться в Англию для работы в классических театральных постановках. Вскоре снова попробовав силы в скандально-громком проекте у итальянца Тинто Брасса (Tinto Brass) в феноменально дорогостоящей исторической эротике «Калигула» («Caligola»), и появившись в первой голливудской картине «Путешествие в машине времени» («Time After Time»), актёр резко меняет ориентиры карьеры, ещё пока не сдавая высокие позиции, мелькая в успешном блокбастере «Голубой гром» («Blue Thunder») или ремейке «Люди-кошки» («Cat People»). Но всё же это были эпизоды и далеко не требующие чего-то большего, чем фактурная «злодейская» внешность, которую так часто (обычно кроме неё и ничего больше) эксплуатировал американский кинематограф от талантливого британца. Скоро актёра можно было увидеть в откровенном трэше без всяких прикрас, как скажем низкобюджетный музыкальный балаган «Сойди с ума» («Get Crazy») – отвязная западная вариация нашей «Карнавальная ночь», работы в видеозаставках компьютерных игр, сериалы, озвучка мультиков, копеечные боевики, камео сумасшедших учёных или «типичного англичанина», о котором даже не следует писать в финальных титрах… В одной биографической книге в чудовищном спаде карьеры обвиняли возраст, что некогда молодой парень поблёк и теперь остался лишь «киношный» злодей, которому самое место в «прямиком-на-видео» или на дальнем канале. Лично же я придерживаюсь несколько иной точки зрения, хоть и отчасти солидарен с названным выше доводом. Дело в том, что полностью перебравшись в Голливуд, в дом на холмах с пальмами, заведя семью, актёр обосновался там, где по определению выходит крайне мало вдумчивых серьёзных картин, достигающих широких масс, где преобладающую популярность заслуживают развлекательные произведения, разные летние блокбастеры – визуальные аттракционы, действующие по законам отбивки вложенных средств в дорогостоящую постановку, центровые роли приезжим британцам заказаны изначально на второстепенные амплуа, максимум – главных антагонистов, а счета оплачивать, как известно, требуется регулярно всем, даже если ты когда-то играл в гениальных фильмах. Да и что греха таить, ведь не каждый день рождаются на свет творцы уровня Кубрика или Андерсона, которые к тому же подолгу вынашивали идеи к очередным лентам. В этот период, пожалуй, стоит выделить любопытную картину «Цареубийца» Карена Шахназарова, рассказывающую мистическую историю о реинкарнации душ, и вышедший в миллениум «Гангстер № 1» («Gangster No.1»), о котором весьма лестно отзывался сам актёр, говоря, что это его лучшая работа за последнее время, однако на деле – чисто субъективно – ничего нового в жанре криминального триллера об английских бандитах там не наблюдается. Сейчас имя и лицо Малкольма МакДауэлла прочно ассоциируется с эпизодами, вторыми планами, камео в ужастиках, трэшем, на что он лично отвечает, что это всё только половина его творчества. В самом деле, даже в маленьких ролях или картинах с низким бюджетом его талант становится настоящим украшением, а иногда и единственным стимулом к просмотру. Ведь не каждому актёру посчастливилось когда-то сыграть фильмах на века и сделать это так, чтоб навсегда остаться в памяти у миллионов зрителей по всему миру, верно – как говаривал «макдауэлловский» Алекс – братцы мои?
Фильмография ужасов, триллера, фантастики, фэнтези:
Материалы в КЛУБ-КРИКе: Ссылки:
2 комментария Малкольм МакДауэлл (Malcolm McDowell) – биография и фильмография актёраДобавить комментарий |
|||
|
Да, сегодня имя МакДауэлла в касте означает малобюджетный трэш, хотя есть и исключения («Хэллоуин», «Сайлент Хилл 2»). Может, как-нибудь актер на «Каплю» заглянет? 🙂
Если только насыщенный график позволит, ведь у него в год куча фильмов выходит 🙂