Автор Ortega-y-Gasett
Фильм «Черепа» Роба Коэна примечателен несколькими своими идеями. В нем воссоздается популярная на сегодняшний день университетская тематика, приправленная демонами американских университетских тайных обществ и миниатюрным изображением масонства. Фильм необычен тем, что выходит далеко за рамки университетских реалий, решая проблемы политического уровня. Сюжет «Черепов» не банален, а весьма злободневен. Именно таким образом и создаются современные идеалы, когда за традицию выдаются мифы, когда вместо прогресса элита занята познанием лучшего манипулятора общественным сознанием, когда политиканы удаляются от массы, купаясь в роскоши и криминале.
В фильме воссоздается модель тайного общества под кодовым названием «Черепа». Традиции общества вырастают с помощью декораций — романский и готический стиль архитектурных сооружений (попахивающий чуть ли не XII веком), раритетные предметы роскоши, персонализм (дарственная книга законов ложи с именем адепта на обложке), обряды посвящения, эффект аристократизма, аристократический снобизм с его тягой к дуэлянству и словесоплетением. Все это подпитывается современной реальностью, которая в большей степени выступает как фон театра «черепной» деятельности. Складывается впечатление, что представители тайной ложи живут совершенно в другом измерении и времени, всячески приступая законы морали.
Между тем в этом обществе, как в миниатюре, отражается вся политическая система, а также поднимается вопросы: почему правящая элита так удалена от обычного человека? Почему у элиты больше прав и свобод? Также подтверждается идея о том, что чем больше человек получает власти, тем больше он теряет свою свободу и становится механизмом абсолютно неуправляемой машины политсистемы.
В фильме представлены не индивидуальные герои, а типажи. Студент-отличник Люк, который удивляет университетскую элиту своими знаниями, спортивными успехами и желанием быть первым. Это человек небывалых способностей, перед которым жизнь открывает двери в сказку, ведь Люк в раннем детстве остался сиротой. Он выходец из самой гущи американской действительности и должен сам пробивать себе дорогу в жизнь. Он — эдакий светлячок в развитии общественного сознания. Он являет собой типичный образ из американской литературы, достигающий вершин славы, благодаря своим усилиям и стремлением к победе. Это судья Мендрейк, олицетворяющий в одном образе сразу законодательную, судебную и исполнительную власть. Также он олицетворяет американскую судебную систему, старшее поколение в противостоянии «отцы-дети», наставника и вождя нации, создающего реальность на углях войны и трупах людей. Это его сын Калеб — красавчик и мечта женщин, прожигающий жизнь в бесконечном беззаботном празднестве, зная, что отец «всегда прикроет». Он воплощает собой образ стихии, несущей мощное разрушительное начало, но это и тот образ, который является двигателем прогресса «консерваторской ячейки», которая всячески блюдет свои традиции и не приемлет нововведений. Это и принцесса, в образе богатой студентки Хлои, которая всячески пытается спасти своего неудачливого избранника. Это и чернокожий студент Уил, ратующий за расовое равноправие и свободу слова. Он является олицетворением правды и справедливости обычного человека, а не представителя политической элиты. Это и образ сенатора, скромно блюдущий свою либеральную политику правопорядка, стоящий в стороне от происходящей реальности и наслаждающийся юностью прекрасных женщин. Это проректор университета, который всячески пытается сохранить университетские тайны и совершенно запутывается, где заканчивается университетская территория, и где начинается территория военных действий.
Судья, сенатор и проректор являются лицом всей тайной организации. Именно так выглядит правящая верхушка, купающаяся в пене собственной исключительности и осознании своего превосходства. Она, как яркая мишура, засасывает человека и ломает его.
С помощью мифа о красивой жизни и Традиции создается (в некоторой степени куртуазная) законодательная книга тайного общества, которое призвано иными путями решать некие общественные проблемы, а в действительности оно лишь утопает в праздной роскоши и возможности каждого богача потрясти своими карманами на публике и оказаться в центре элитного круга с помощью своей чековой книжки. Несмотря на внушительный декор, создающий традиции общества, работа ложи остается совершенно закрытой для зрителя. Можно лишь наблюдать, как решается судьба отступника, а не того, как «черепа» влияют на ход общественных событий. Из множества тайных дел ложи в фильме мы узнаем лишь о криминальном, да еще нас просветят, что каждый адепт ложи ради собственной безопасности просто обязан собирать на всех остальных компромат. Видимо, такими горделивыми делами общество и дожило до наших дней, накидывая на себя тень готической таинственности. Единственное, что мы знаем, что члены общества разбросаны по всей стране, а состоять в обществе сродни тому, чтобы быть выпускником Оксфорда, но никак уж не духовной элитой будущего.
С другой стороны, тайное общество создается как большая американская семья, где каждый адепт может найти себе духовного наставника, некоего «отца». И, судя по всему, перевоспитанием падших общество и увлечено. Чтобы воспитать духовную элиту, общество дарит адепту полную финансовую независимость, при этом лишая свободы и права на выбор. Попадая в ложу, человек оказывается под жесткой слежкой, чтобы ни одна мелкая провинность не прошла мимо «папки грехов», с помощью которой так легко человеком манипулировать. Получается так, что семейные связи держатся на тех же законах, что и судебная система.
Для американской демократии подобный фильм — это ярко выраженный неприкрытый удар в ее правящую элиту, когда в красивой форме аристократизма на ней в очередной раз ставят крест.
Отличная рецензия на классный фильм!
Интересный фильм, а написано о нём просто замечательно!