«Когда умолкли все песни, которых я.. .» не понял, а также бесконечные оды и славословия в адрес Альфонса Куарона, слившиеся в могучий хор под руководством маэстро Джеймса Камерона (лучшего друга Куарона), настало время трезво взглянуть на сиё кинотворение. Лейтмотивом львиной доли рецензий звучит «иди и смотри», причём непременно в 3D и лучше в IMAX. Не хотелось верить в ангажированность большинства критиков, а зря, и потому такой поход состоялся. 7 часов вечера, обычный среднестатистический кинотеатр в типичном российском городе средней величины. В зале едва с десяток зрителей, но, тем не менее, сеанс состоялся. То ли сарафанное радио гораздо честнее многих «авторитетных» критиков, то ли прав был один из них, заявив, что это кино не для любителей попкорна, закусывая третьей пачкой чипсов, но, видимо, сливки уже сняты.
Спору нет, достойный мастер Эммануэль Любецки со своей командой операторов и высокопрофессиональная бригада гениев компьютерной графики использовали все технические возможности, доступные на сегодняшний день, для близкого к достоверному изображения холодных глубин космоса и красот столь близкой и такой далёкой большой родины — Земли. Их труд достоин высокой оценки, начиная от наград Ханты-мансийского международного экологического фестиваля «Спасти и сохранить» до фестиваля кинофантастики в Остине, да и «Оскара» не жаль, особенно на фоне некоторых из последних его лауреатов. То, что они сотворили, называется в кругах рестораторов подачей. Такой гастрономический термин вовсе не случаен и дело совсем не в игре слов астрономия-гастрономия, а в том, что после сеанса ощущения те же, что и после французского ресторана — дорого, красиво, но хочется поесть, поскольку пищи для ума явно недостаточно. Такое чувство, что тебя развели, а точнее, как поёт гуру БГ: «Нас с тобою на…» Конечно же, кое-какой смысл в сюжет заложен, но уж больно явно он лежит на поверхности, что странно для выпускника философского факультета Национального Университета Мехико, но объяснимо для режиссёра, снимающего мейнстрим. Всё это было много-много раз, не счесть фильмов о человеке, встающем на ноги после того, как сам себя поставил на колени. Перенос места действия в безвоздушное пространство ничего не меняет по сути. Понятно, что космос является здесь ещё и метафорой микрокосмоса человека и на самом деле Райан Стоун (Сандра Буллок) решает не глобальные проблемы, а свои внутренние.
При написании сценария Альфонсо Куарон и его сын Хонас для пущей зрелищности пренебрегли законами логики, сделав некие допущения, превратившиеся в очевидные ляпы. В их модели близкого к Земле космоса он выглядит некой трассой — единственным маршрутом по которому вынуждены двигаться все без исключения космические станции, спутники и тучи мусора, невзирая на то, что по факту у каждого из них своя орбита. Остаётся лишь дождаться попутного транспорта, стоя у обочины, а лучше перемещаясь к нему самым невероятным способом, подсмотренным в Ютубе, снятом в вагоне метро, ладно хоть не на метле, памятуя о Гарри Поттере. Ну да ладно, сочтём это за шутку, тем более, что подобных «шуток» великое множество. Становится закономерностью, начиная с «Прометея» Ридли Скотта, полное отсутствие дисциплины в команде. Каждый волен делать всё, что заблагорассудится, не исполнять приказов командира, летать на «тарзанке», впрочем, дурной пример подаёт сам командир, начиная с первых кадров. Бывалый покоритель космоса Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) вместо скорейшего выполнения задания нарезает круги вокруг космического телескопа «Хаббл», сжигая впустую драгоценное топливо из своего реактивного ранца, совершенно не задумываясь о возможной экстремальной ситуации. Единственная его забота — побить рекорд русского космонавта Анатолия Соловьёва по суммарной продолжительности пребывания в открытом космосе, дабы осуществить заветную мечту любого американца, попав в Книгу рекордов Гиннесса. Не обошлось и без камушка в русский огород, но это уже традиция. По версии авторов, именно они главные виновники появления быстродвижущегося потока космического мусора и неважно, что подобная ситуация имела место быть в реальности, правда с китайцами, но Куарон всё списал на отсутствие консультантов. Не обошлось в фильме и без водки и иконы над приборной доской (тогда уж триптих). Странно, что обошлись без гармошки-балалайки и медведя, забытого на русской орбитальной станции. Хотя автор частично реабилитировался, показав превосходство в надёжности корабля «Союз», хотя и китайской сборки. Ну а как же иначе? Нельзя обижать сборочный цех значительной части американского бизнеса.
Об актёрской игре сказать абсолютно нечего, зрителю доступны лишь лица за стёклами гермошлемов, сделанных вопреки логике, исключительно для зрелищности, прозрачными. Даже голоса актёров мы не слышим. При всём неприятии дубляжа в принципе, всё же необходимо отметить настоящую актёрскую работу по русской озвучке Дмитрия Матвеева и Марии Фортунатовой. Джордж Клуни лишь шутит и улыбается и не факт, что русский текст совпадает с оригиналом. По ходу фильма он становится настолько положительным, ну просто ванильным, что Сандра Буллок, точнее её Райан подумала: «О боже, какой мужчина, я хочу…», но не срослось и она вынуждена демонстрировать свою хорошую физическую форму и упругую попку лишь зрителю. Честно говоря, поведение Ковальски показалось противоречащим нормальным человеческим инстинктам и прежде всего в той части, которую он внушал Райан. Мы немного знакомы с её бэкграундом, но совершенно ничего не знаем о прошлом Ковальски. Не обусловлен ли его выбор ещё большим грузом земных проблем, нежели у Райан? Хотя, возможно, он настолько благороден, что хочет прямиком попасть после жизни в рай и там сразу же обрести статус святого, став ангелом-хранителем всех космических странников? Сиё неведомо.
Давно зная и любя все основные большие работы Альфонса Куарона, вынужден констатировать, что эта картина не вызвала подобного чувства, впрочем, поклонников и без того хватает. Красивая обёртка с пресным содержимым, в котором использованы стандартные штампы, абсолютно линейный сюжет и, соответственно, традиционный голливудский финал. Жаль.
6 из 10
Добавить комментарий